Слайд 2
Цель:
1.Разработать систему работы по приобщению
детей к искусству, способствовать формированию духовного мира, усвоению социального
опыта.
2.Побуждать к гармонии и красоте во взаимоотношениях с людьми, окружающим миром, способствовать художественному вкусу через знакомство с творчеством красноярских художников.
Слайд 3
Задачи:
Пробудить у детей интерес к окружающей действительности
на основе знакомства с творчеством художников-соотечественников.
Помочь ребенку установить
собственные отношения с историей, культурой, людьми.
Развивать речь детей, создавая предпосылки восприятия собственной основы слова, способствовать формированию основ эмоциональной культуры.
Познакомить детей с творчеством В.И.Сурикова, учить детей видеть историю вокруг себя
(в домах, в названиях улиц и др.).
Слайд 4
Исторический жанр – один из
важнейших в изобразительном искусстве . Это один из самых
трудных жанров в живописи. Историческое полотно невозможно создать без широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений.
Василий Иванович Суриков- один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Каждая картина Сурикова- это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского народа.
В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо.
Слайд 6
От чего на улице толпа?
Триста
лет назад по заваленным улицам ехали простые дровни. В
дровнях на соломе сидела женщина, Закованная в цепи. Это была знаменитая боярыня - Феодосия Прокопьевна Морозова.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её увозили в ссылку. В народе говорили, что она пострадала «за веру».
В ту пору в русской церкви произошел раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды.
Слайд 7
Суриков угадывает боярыню.
Протопоп Аввакум писал про боярыню Морозову:
«Персты рук твоих тонкокостных, а очи твои молниеносны. Кидаешься
ты на врагов, а ни лев».
Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой. Он много писал женских портретов, но не в одной не нашел «страшной» красоты боярыни, её горячей, иступленной веры, которая будто молния воспламеняла всех вокруг.
В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище,- вот где её написал…
Приехала туда начетчица с Урала – Анастасия Михайловна . В.И.Суриков написал с неё этюд в садике.
«И как вставил её в картину -
она всех победила».
Слайд 8
Пять женщин в толпе.
Каждый в толпе по-своему относится
к боярыне, к её страстным словам. Вот пять женщин
в правой части картины.
Впереди на коленях старая женщина. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На её лице глубокая скорбь.
В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Её глаза полны слез.
Ужас застыл на бледном лице монашки в черном платке.
Боярыня в синей шубе и золотисто-желтом платке склонилась перед проезжающими санями. В её поклоне – и молчание и сосредоточение.
Женщины на картине В.И.Сурикова очень красивы
Слайд 9
Юродивый
Один из главных героев картины – юродивый. Это
- безумный человек.
В лохмотьях, босой, юродивый сидит прямо на
снегу. Его шея и плечи до крови растерты железной цепью, на которой висит пудовый (16 кг.) крест.
Юродивый – единственный в толпе –открыто поддерживающий боярыню. Он отвечает на её призыв сложенными двумя перстами.
Слайд 10
«Священник»
Сани увозят Морозову от верного ей юродивого влево
вдаль - туда, где встречает её злой насмешкой священник
в богатой черной шубе с рыжим лисьим воротником.
Слайд 11
Сестра и стрелец.
Рядом с санями идет родная сестра
Морозовой, княгиня Авдотья Прокопьевна Урусова.
В её лице, крепко сплетенных
пальцах рук, торопливой походке – жалость, страдание, душевная боль. И собственная судьба. Урусова тоже была раскольница.
Возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец.
Его лицо не видно.
Слайд 12
Странник
Позади юродивого стоит странник с посохом, котомкой и
надетой на руку плетеной корзинкой. На первый взгляд кажется
странник спокойней всех остальных Он старается понять, что происходит.
Однажды В.И.Суриков нарисовал свой портрет в профиль. Черты этого автопортрета остались в лице странника.
Слайд 14
В центре картины- стрелец, стоящий на телеге. Он
прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному народному
обычаю.
Слайд 15
Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. «Рыжий стрелец
это могильщик, на кладбище я его увидел,- рассказывал художник,-
злой, непокорный тип».
С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага- царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов- непримиримость столкнувшихся сил.
Слайд 16
Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в
глазах, с конвульсивно сжатым ртом…
Мглистый сумрак раннего
утра, в котором еще не виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты- « начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни»
( А.С.Пушкин).
Слайд 18
Меншиков
Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной
силой. Суриков долго искал его прообраз. И вот как-то
"раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков, - рассказывал Суриков.- Я за ним: квартиру запомнить. Учителем математики был в Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый- совсем Меншиков".
Слайд 19
Мария
К князю прижалась старшая дочь, Мария,- бывшая
невеста императора. Ее огромные, невыразимо грустные глаза притягивают внимание.
Нежный образ Марии- продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла.
Слайд 20
Александра
Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях
и чувствах. Им вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие
темные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Обаятельный образ Александры создает ощущение уюта и спокойствия.
Слайд 22
Музей-усадьба В.И.Сурикова
Двухэтажный деревянный рубленный дом, построенный из прочной
породы сибирского дерева - лиственницы - в 1830 г.,
без единого гвоздя, обшит тесом. Дом не перестраивался, сохранился в первозданном виде, сохранилась и усадьба с флигелем и надворными постройками. Характерно, что все входы в дом - парадный, черный и вход на первый этаж под террасой - находятся во дворе, на улицу выходит только торец дома.
Музей-усадьба основан к 100-летию со дня рождения В.И.Сурикова и занимает двухэтажный деревянный рубленный дом, построенный дедом и отцом художника в 1830 г.
Слайд 23
В этом доме художник родился и
вырос, жил до поступления в Академию художеств, неоднократно бывал
впоследствии. Это самое дорогое и любимое место на земле, где Василий Иванович мечтал поселиться и жить постоянно.
Здесь родились многие образы его будущих картин и написано одно из последних полотен - "Взятие снежного городка".
Здесь до последних дней жили его мать, казачка П.Ф. Сурикова, и младший брат, А.И. Суриков - хранитель родительского дома.
Посетителей интересует жизнь и творчество художника, быт семьи Суриковых, история Енисейского казачества в XIX веке.
Слайд 24
В Музее хранятся мемориально-художественные материалы о творчестве В.И.
Сурикова, подлинные произведения художника: портреты и пейзажи, этюды и
акварели, графические работы, воспроизведена бытовая обстановка семьи Суриковых.