Слайд 2
Дмитрий Лихачев. Фото 1926 года.
С родителями
Отец — Сергей Михайлович
Лихачёв (ум. 1942 — в блокадном Ленинграде), инженер-электрик, мать — Вера
Семёновна Лихачёва.
Осень 1929 г.
В.С. Лихачева с сыновьями. 1911 г.
Слайд 3
Детство Д.С. Лихачева пришлось на ту короткую, но
блестящую пору в истории русской культуры, которую принято называть
Серебряным веком. Родители Д.С. Лихачева не принадлежали к литературной или артистической среде, тем не менее, эта эпоха затронула и их семью. Большим увлечением родителей Лихачева был балет. Они покупали два балетных абонемента в ложу третьего яруса и не пропускали почти ни одного представления. Вместе с родителями с четырехлетнего возраста театр посещал и маленький Дмитрий. Летом семья отправлялась на дачу в Куоккалу. Здесь отдыхали многие представители артистического и литературного мира Петербурга. На дорожках местного парка можно было встретить И.Е. Репина, К.И. Чуковского, Ф.И. Шаляпина, Вс. Мейерхольда, М. Горького, Л. Андреева и других писателей, художников, артистов, музыкантов. Некоторые из них выступали в любительском дачном театре с чтением стихов, воспоминаний. «Люди искусства стали для нас всех если не знакомыми, то легко узнаваемыми, близкими, встречаемыми».
Слайд 4
Учился Д.С. Лихачев сначала в гимназии Человеколюбивого Общества (1914–1915),
затем в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915–1917),
заканчивал среднее образование в Советской трудовой школе им. Л.Лентовской (1918–1923). С 1923 по 1928 г. учился в Ленинградском государственном университете на факультете общественных наук. Здесь он проникся особой любовью к родной истории и культуре и начал исследовать литературу Древней Руси.
Группа студентов Университета во главе с профессором С. К. Боянусом. 2-й ряд: Чернов, Благовещенский, Буткевич, В. А. Покровский, Д. Лихачев. 1925 г.
Знаменитый университетский коридор. Слева у окон - скамьи, справа - книжные шкафы. 1920-е гг.
Слайд 5
В 1928 г. окончил Ленинградский государственный университет и
в этом же году, был арестован за участие в
студенческом кружке "Космическая академия наук», осужден на 5 лет за контрреволюционную деятельность, и направлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь, на Соловках, Лихачев публикует свою первую научную работу "Картежные игры уголовников" в журнале "Соловецкие острова" (1930, № 1). В ноябре его переводят из Соловецкого лагеря в Бел-Балтлаг, где он работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала вплоть до 8 августа 1932 г., когда был освобожден из заключения досрочно.
В сборник вошли работы, написанные в студенческом возрасте. Юношеский доклад о старой орфографии стал одной из причин ареста автора и заключения в концлагерь на Соловках. Другие работы будущий академик написал (а некоторые даже опубликовал) или собрал для них материал в Соловецком лагере. Содержит иллюстрации.
Слайд 6
Соловецкий монастырь, основанный преподобными Зосимой и Савватием в
XIII в., в 1922 г. был закрыт и превращен
в Соловецкий лагерь особого назначения. Он стал местом, где отбывали срок тысячи заключенных (на начало 1930-х годов их численность доходила до 650 тыс., из них 80% составляли так называемые «политические» и «контрреволюционеры»). Д.С. Лихачев испытал все тяготы сполна. Он работал пильщиком, грузчиком, электромонтером, коровником, «вридлом» (вридло – временно исполняющий должность лошади, так на Соловках называли заключенных, которых впрягали в телеги и сани вместо лошадей. На Соловках же произошел случай, имевший большие последствия для внутреннего самосознания Д.С. Лихачева. В конце ноября 1928 г. в лагере начались массовые расстрелы. Лихачев, находившийся на свидании с родителями, узнав, что за ним приходили, не стал возвращаться в барак и всю ночь просидел за поленницей, прислушиваясь к выстрелам. События той страшной ночи произвели переворот в его душе. Позже он напишет: «Я понял следующее: каждый день — подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете. И еще — так как расстрел и в этот раз производился для острастки, то как я потом узнал: было расстреляно какое-то ровное число (300 человек). Ясно, что вместо меня был „взят“ кто-то другой. И жить мне надо за двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было стыдно!»
Слайд 7
На Соловках Дмитрий Сергеевич участвовал в деятельности Соловецкого общества краеведения
(СОК), работал в Криминологическом кабинете (КримКаб), помогал создавать первую в стране
внутрилагерную трудовую колонию для подростков. В условиях лагерного заключения он занимался научной работой и опубликовал свои первые научные статьи «Воровской обычай игры в карты», «Черты первобытного примитивизма в уголовной среде», «Арготические слова профессиональной речи» в лагерном журнале «Соловецкие острова». Позднее Дмитрий Сергеевич не раз подчеркивал, что считает Соловки своим главным университетом, предоставившим ему возможность общаться с выдающимися учеными, деятелями культуры.
Слайд 8
В 1935 Дмитрий Сергеевич женился на Зинаиде Александровне
Макаровой, а в 1937 у них родились две девочки
– близнецы Вера и Людмила. В 1938 году с ученого, наконец была снята судимость. В этом же году Лихачев пришел в Пушкинский дом (Институт русской литературы АН СССР), здесь он для коллективного труда «История культуры Древней Руси» написал главу о древнерусской литературе XI-XIII вв. Писал этот труд с великим вдохновением «как стихотворение в прозе». В 1941 г. он становится старшим научным сотрудником Института русской литературы. В том же году защищает кандидатскую диссертацию на тему «Новгородские летописные своды XII века». Находясь в блокадном Ленинграде, пишет и издает книгу «Оборона древнерусских городов» (1942).
В 1947 году защищает докторскую диссертацию. С 1953 года он член-корреспондент АН СССР, с 1970 года - действительный член (академик) АН СССР.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своём рабочем кабинете. ИРЛИ РАН им. А.С.Пушкина. Пушкинский Дом.
Слайд 9
Семья
Д. С. Лихачев и З. А. Лихачева. 1970-е
гг.
В. С. Лихачева и Д. С. Лихачев с Милой
и Верой в Ботаническом саду. Осень 1941 г.
Д. С. Лихачев и З. А. Лихачева в Нижнем Новгороде. Май 1987 г.
Д.С. Лихачев с правнучкой Верой. 1990-е годы.
Семья Лихачевых на даче в Комарово: Михаил Сергеевич, Вера Дмитриевна, Людмила Дмитриевна, Зинаида Александровна, Вера, Дмитрий Сергеевич и Зина (на переднем плане). Июнь 1977 г.
Слайд 10
Лихачев становится одним из самых авторитетных в мире
славистов. Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе Древней
Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое наследие» (1975).
Книга впервые вышла в свет в издательстве «Наука» в 1958 году, второй раз — в 1970 году. Это переиздание в 2006 году приурочено к 100-летию со дня рождения автора.
Своим трудом Д. С. Лихачёв утверждает, что изучение общей закономерности развития великой русской литературы следует начинать с основ познания истории древнерусской литературы. В мировой науке этот труд учёного, переведённый на иностранные языки, является новаторским исследованием памятников литературы и искусства в контексте развития общественного сознания, этической и эстетической мысли и признаётся одним из классических о культуре Древней Руси.
Сам Д.С. Лихачев оценивал "Текстологию" как свой главный научный труд, к идеям которого он возвращался на протяжении всей своей научной деятельности, но впервые сформулировал их еще в своей докторской диссертации, посвященной истории русского летописания, подготовленной им в 1947 году. Данное издание 2006 года приурочено к 100-летию со дня рождения автора.
Слайд 11
В 1950 г. в серии «Литературные памятники» в
сопровождении его научных статей и комментариев выходят две замечательнейшие
книги: «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».
В исследовании академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Слово о полку Игореве» рассматривается в связи с историческими и эстетическими представлениями эпохи, на фоне историко-литературного процесса Древней Руси. В работе неопровержимо доказывается подлинность «Слова».
Это издание 1985 года вышло в год 185-летия со времени первой публикации «Слова».
Слайд 12
В книге определяется специфика смеховой культуры Древней Руси.
В трех её разделах (Смех как мировоззрение; Смех как
зрелище; Святочный и масленичный смех) рассматриваются сущность такого сложного явления культуры, как юродство, демократизм смеха, его роль в общественной жизни допетровской эпохи, индивидуальные особенности смеха Ивана Грозного, Протопопа Аввакума, разоблачение смехом мнимо благополучного действительного мира.
Эта книга - сборник статей, каждая и которых представляет собой конкретное исследование какого-то отдельного памятника литературы Древней Руси: "Поучения" Владимира Мономаха, "Моления" Даниила Заточника, "Слово о погибели Русской земли", "Повести о разорении Рязани Батыем" и др.
Слайд 13
Дмитрий Сергеевич Лихачев много сделал для популяризации
древнерусской литературы, для того, чтобы семь веков ее истории
стали известны широкому кругу читателей. По его инициативе и под его руководством была издана серия «Памятники литературы Древней Руси», удостоенная Государственной премии Российской Федерации в 1993 г. «Всего в 12 книгах серии опубликовано около 300 произведений (не считая стихов, составивших последний том). Переводы и обстоятельные комментарии сделали памятники средневековой литературы доступными для любого читателя-неспециалиста. Издание „Памятников― позволило убедительно опровергнуть еще бытующее представление о бедности и однообразии русской средневековой литературы»
О.В. Творогов.
Слайд 14
В 1967 году избран почетным доктором Оксфордского университета (Великобритания).
В
1966 году награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в
развитии советской филологической науки и в связи с 60-летием со дня рождения.
В 1969 году присуждена Государственная премия СССР за научный труд "Поэтика древнерусской литературы".
Орден Святого Андрея Первозванного (30 сентября 1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры(вручён орден за № 1)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 ноября 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие русской культуры.
Медаль «За оборону Ленинграда»(1942)
Медаль «За трудовую доблесть» (1954)
Медаль Пушкина (4 июня 1999) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства.
Интересные факты
Слайд 15
В книгу вошли самые разнообразные заметки, воспоминания, мысли,
наблюдения, извлечённые Д. С. Лихачёвым из своих записных книжек,
а так же ряд интервью 80-х годов. Они объединены личностью ученого, которая сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина.
«Идея этой книги родилась из случайного обстоятельства. Я привык писать книги и собирать материалы для книг на листах бумаги, а делать записи для памяти, для себя – в записных книжках. И вдруг я заметил в продаже «общие тетради» большого канцелярского формата. А что, если книгу сделать из своих записей? Ведь это может оказаться интересным. Я делал заметки для себя. Я не рассчитывал на публикацию. Если они читателя не устраивают – отложите их, но в глубине души я думаю: кому-то они пригодятся.» Д.С. Лихачев
Слайд 16
В трехтомнике 1987 года собраны основные книги и
работы, посвященные не только древнерусской литературе, но и русской
культуре в целом.
В первый том избранных работ вошли эссе "О себе" и монографии "Развитие русской литературы X - XVII веков. Эпохи и стили" и "Поэтика древнерусской литературы". Во второй том вошли монографии "Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси", "Смех в Древней Руси" и "Заметки о русском". В третий том вошли следующие работы: "Человек в литературе Древней Руси", "О "Слове о полку Игореве", "Литература - реальность - литература" и "О садах".
Слайд 17
Память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то,
что называется культурой. Беспамятство — разрушительно, память — созидательна.
Статьей Дмитрия Сергеевича Лихачева «Память преодолевает время» открывался в 1988 году первый номер журнала «Наше наследие».
Лихачев задумал журнал как совершенно новое издание, в котором будет представлено прошлое русской культуры во всем его многообразии — литература и философия; мемуары и эпистолярная проза; история и сокровища архивов; древнерусское искусство; живопись, графика, фотография, театр, кино, музыка — словом все, что за века было рождено в России и что должны люди новой эпохи сохранять и изучать.
Слайд 18
Книга «Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей» посвящена
проблеме соотношения творчества поэта с садовым искусством, исследует вопрос,
каким общим стилям, стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи выражают, а кроме того, какую роль играет садово-парковое искусство в творчестве поэта.
«Эта книга — не история садов и не описание отдельных произведений садового искусства. Это попытка подойти к садовым стилям как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны.
Меня интересует вопрос - как соотносится творчество поэта с садовым искусством, каким общим стилям, каким стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи выражают, какую роль играет садово-парковое искусство в творчестве поэта. Моя книга входит в огромную тему о соотношении искусств. А соотносятся они главным образом на почве общих стилевых тенденций эпохи — стиля в широком, искусствоведческом понимании этого слова. Моя задача состоит в том, чтобы продемонстрировать принадлежность садов и парков определенным стилям в искусстве в целом, через которые и осуществляется связь садово-паркового искусства с поэзией. В каждую эпоху мы можем заметить определенные признаки «стиля эпохи», которые в равной мере сказываются в садах и в поэзии, подчиняются эстетическим идеям эпохи.» Д. С. Лихачев
Слайд 19
«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов,
научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются
водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, -культура не погибнет в такой стране».
«Без культуры существование человечества на планете лишается смысла».
«Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее, будущее; Прошлое же — это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить свое настоящее и обеспечить будущее».
«В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…»
Слайд 20
В книге показаны основные этапы сложной, но полной
гениальных художественных и философских прозрений истории великой русской литературы
с XI по XVII век. Она рассматривается в тесной связи с отечественной историей, в их взаимовлиянии.
Множество иллюстраций - миниатюр из древнерусских книг и др.- помогут читателю нагляднее увидеть и осознать высокий уровень русской культуры прошлого
Книга «Великое наследие», одна из самых известных работ ученого, где в увлекательной форме рассказывается о литературных памятниках охватывающих допетровский период. Это – шедевры отечественной литературы— произведения, которые знают во всем мире. В их числе «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, сочинения Ивана Грозного, «Житие» протопопа Аввакума и, конечно, горячо любимое Лихачевым «Слово о полку Игореве».
Слайд 21
В данной книге собраны статьи и выступления общего
и публицистического характера, выявляющие значение опыта, традиций культурного наследия
прошлого для современности и будущего. Значительная часть книги посвящена проблемам нравственности в науке и отдельным ученым различных гуманитарных специальностей. При всем разнообразии характеризуемых автором ученых всех их объединяет глубокая и бескорыстная преданность науке в своей стране.
«В этой книге отразились многие из моих неакадемических волнений. Я бы мог назвать мою книгу – «книгой беспокойств» и беспокойства я бы хотел передать моим читателям, чтобы содействовать воспитанию в них деятельного, творческого патриотизма, патриотизма, устремленного к лучшему, стремящегося донести это лучшее – и из прошлого, и из настоящего – до будущих поколений. Чтобы не ошибаться впредь, мы должны помнить о своих ошибках в прошлом. Надо любить свое прошлое и гордиться им. Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми».
Слайд 22
Первое издание этой книги вышло к 90-летнему юбилею
автора в 1996 году и разошлось в рекордно короткие
сроки. Читательский интерес к размышлениям ученого и гражданина, пережившего все лишения и перемены, выпавшие на долю нашей страны на протяжении этого сложного века и сохранившего свободу совести и мышления, побудил издательство выпустить второй тираж, а академика Лихачева — дополнить книгу новыми статьями о природе, культуре, пессимизме и оптимизме. Характерные для творчества Дмитрия Сергеевича и в полной мере присутствующие в этой книге мудрость и доброта, активная жизненная позиция без навязывания своей точки зрения дарят читателю радость общения с нашим замечательным современником.
«Культура не имеет границ, замкнутость неизбежно ведет к ее обеднению и вырождению, к гибели индивидуальности».
«Культуру нельзя делить и поднимать в стране по частям. Культура составляет в стране известную целостность, и чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами или отдельными ее отраслями между собой, тем выше она поднимается».
Слайд 23
Д. С. Лихачев и А. М. Панченко. 1980-е
гг.
Д. С. Лихачев на даче. Комарово. 1980-е гг
Д. С.
Лихачев выступает на Первом Съезде народных депутатов СССР. 1989
Дмитрий Лихачев с Зинаидой Александровной Лихачевой. 1937 год.
Д. С. Лихачев и принц Уэльский Чарльз. Подписание договора о факсимильном издании рабочих тетрадей А. С. Пушкина. 18 мая 1994 г.
Основу книги составляют мемуары и эссе представителей науки, литературы, искусства, политики, а также родных Д.С.Лихачева и его учеников. Среди авторов — принц Уэльский Чарльз, В.П.Астафьев, О.В.Басилашвили, М.С.Горбачев, Д.А.Гранин, Ф.А.Искандер, А.С.Кушнер, A.Панченко, М.М.Шемякин. Такой состав авторов позволил отразить всю широту интересов Д.С.Лихачева. Издание снабжено большим количеством фотографий и материалов их архива семьи Лихачевых, многие из которых публикуются впервые.
Слайд 24
Д. С. Лихачев в своем рабочем кабинете в
Пушкинском Доме. 1990-е гг.
Книга "Воспоминаний" перерастает традиционные рамки мемуарного
жанра: автор не ставит своей целью воскресить лишь события собственной жизни. Воссоздавая атмосферу прожитых лет и историю множества человеческих судеб, с которыми ему удалось соприкоснуться, автор побуждает читателя вглядеться в лицо эпохи, задуматься над ее закономерностями, извлечь уроки из прошлого.
В сборнике "Раздумья о России" Д.С.Лихачев объединил работы, посвященные наиболее актуальным, с его точки зрения, проблемам: истории культуры России, ее месту в истории мировой цивилизации, мифам о ней, ее национальным особенностям и наиболее характерным чертам. В этой связи в сборник были включены работы об интеллигенции и ее роли в сохранении культуры, а также размышления о принципах реставрации историко-культурных памятников.
В Приложение включены наиболее яркие выступления Д. С. Лихачева в защиту памятников культуры.
Слайд 25
Январь 1936 г.
Конец ХХ века.
К 100 – летию
со дня рождения Д.С. Лихачева было издано трехтомное собрания
сочинений «Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет». Оно знакомит читателя с Лихачевым - исследователем русской и мировой культуры, с его работами, составляющими золотой фонд отечественной науки, в том числе по культуре Древней Руси, культурологии Петербурга и связанной с ней культурологии русской цивилизации XVIII- XIX веков и, наконец, культурологии современности. Во всех трех томах широко представлены фотографии из личного архива Д. С. Лихачева, хранящегося в Рукописном отделе Пушкинского Дома, а также фотографии, которые Д. С. Лихачев отбирал для иллюстрирования своих научных трудов.
Слайд 26
Зинаида Александровна и Дмитрий Сергеевич 1989.
С папой Иоанном
Павлом II
Дмитрий Лихачев и Лев Гумилев
В мастерской М. М. Шемякина. Нью-Йорк. 1990 г.
Интересные
факты
Слайд 27
Международные научные чтения впервые состоялись в мае 1995
года и были приурочены к Дням славянской письменности и культуры и Дню
города. Их инициаторами были Дмитрий Сергеевич Лихачёв. С тех пор Чтения проводятся каждый год.
После ухода из жизни Дмитрия Сергеевича Лихачёва по предложению писателя Д. А. Гранина и профессора А. С. Запесоцкого чтения получили государственный статус «Международных Лихачевских научных чтений», который был придан им Указом Президента РФ В. В. Путина «Об увековечении памяти Д. С. Лихачёва» № 587 от 23 мая 2001 года
На форуме
Слайд 28
Сотрудники Сектора древнерусской литературы у В. П. Адриановой-Перетц.
Слева направо, верхний ряд: Д. С. Лихачев, Я. С.
Лурье, О. В. Творогов; средний ряд: Н. Ф. Дробленкова, Л. А. Дмитриев, А. М. Панченко, О. А. Белоброва; нижний ряд: А. П. Евгеньева, В. П. Адрианова-Перетц, М. А. Салмина, Р. П. Дмитриева. 1967 г.
Трудовой договор 1938 г. о принятии Д. С. Лихачева на временную работу в Пушкинский Дом.
Существует традиция - проведение в памятные дни (30 сентября, или 28 ноября) конференций, тематически связанных с научными интересами Дмитрия Сергеевича Лихачева и организованные Отделом древнерусской литературы Пушкинского Дома.
В память об ученом организуются городские Лихачевские чтения и эту традицию поддерживают научные, учебные и культурные учреждения России.
Пушкинский дом
90-летие Д. С. Лихачева. Е. А. Лебедев поздравляет Д. С. Лихачева в Пушкинском Доме. Ноябрь 1996 г.
Слайд 29
Д.С. Лихачев сказал: «Ученый – это его труды,
открытия. В этом он в той или иной степени
бессмертен». Память о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве хранят его бесчисленные добрые дела – спасенные культурные ценности, восстановленные репутации, его ученики. Но лучшей памятью об ученом будет – перечитать его книги.