Слайд 2
Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5
ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование
при поддержке местных купцов
Автопортрет
Слайд 3
Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в
Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в
Петербурге (1895–1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).
Слайд 4
Решающей оказалась встреча с В.Э. Борисовым-Мусатовым, по совету
которого Петров-Водкин едет осенью 1905 года для дальнейшей учебы
за границу. Он побывал в Стамбуле, Греции, Италии и Франции, где в академии Колоросси он совершенствовал технику рисунка. Первой его картиной стало небольшое полотно "В кафе" (1907).
Слайд 5
Ранний Петров‑Водкин в своих первых пробах обращается к
воображаемым, навеянным фантазией образам ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон",
1910). Они еще малосамостоятельны, носят подражательный характер
«Элегия» 1906г.
«Сон»
Слайд 6
В том же году он побывал в Африке.
По впечатлениям этого путешествия были написаны «Негритянская деревня»" (1907)
и "Берег" (1908)
Слайд 7
В 1908 г. Петров-Водкин вернулся в Россию и
поселился в Петербурге (Еще живя в Париже он женился
на Марии Йованович, дочери хозяйки частного пансиона.
Портрет жены
Слайд 8
«Играющие мальчики»
В 1911 г. он пишет «Играющих мальчиков»,
которые стали его программным произведением, определившим многие особенности поздней
манеры.
Именно здесь Петров-Водкин впервые во всей полноте применил трехцветную гамму. Отныне большинство своих картин он писал только тремя цветами: красным, желтым, голубым (или зеленым).
Слайд 9
«Купание красного коня»
Появлению «Красного коня» предшествовало важное событие
в мире искусства: в 1910—1912 гг. начинается расчистка и
собирательство древних икон.По существу, в эти годы только и было открыто исключительно высокое национальное древнерусское искусство.
На Петрова-Водкина вид расчищенных шедевров иконописи XIII—XV веков, которые он тогда впервые увидел на выставке, произвел огромное впечатление. Это был своего рода прорыв, художественный шок. Он сейчас же применил в своем творчестве элементы иконописи, и только после этого его манера обрела яркую оригинальность и законченность — он нашел наконец свой идеал красоты
Слайд 10
«Купание красного коня»
Центром всего замысла стал не всадник,
а пылающий призывный образ коня, напоминающий коня Георгия Победоносца
на многих древних иконах. И сразу образ приобрел огромную силу: мощный, могучий, огнеподобный конь, полный сдерживаемой силы, вступает в воду; на нем — хрупкий голый мальчик с тонкими как плети руками, с отрешенным, вневременным лицом, который держится за коня, но не сдерживает его — в этой композиции было что-то тревожное и что-то пророческое
Слайд 11
«Мать» - 1915 г
На холсте изображена молодая крестьянка
в бедной деревенской избе, кормящая грудью ребенка. Образ ее
подобен кормящей Богоматери. Обстановка сведена до минимума: на столе лишь крынка и чашка, в углу — киот без иконы. В окне видна
часть деревенской улицы. Как ни на каком другом, на этом полотне заметно
смещение координат — комната вместе с фигурой матери как бы качнулась и
поплыла в пространстве, еще сильнее наклонен пейзаж за окном. Противовесом этому «перекошенному» миру служит фигура младенца. Общий образ
произведения мягкий, задушевный и одновременно — тревожный.
Слайд 12
«На линии огня» (1916).
Она изображает взвод солдат, идущий
в штыковую атаку. Их остановившиеся «белые» глаза говорят о
воле, жестокости и какой-то духовной слепоте. На переднем фоне — смертельно раненный юный прапорщик. Он схватился за грудь, он умирает, в его лице — последнее мгновение жизни, его взгляд растерянный и улетающий в надземную даль.
Слайд 13
«1918 год в Петрограде».
В 1920 г. Петров-Водкин пишет
полотно, в котором новая действительность словно преломлялась в старых
образах.. Сюжет его, как и всех картин художника, очень прост: на переднем плане, на балконе — юная мать с младенцем. За ней — темная панорама революционного города, которая вносит мощный мотив тревоги. Но юная работница с обострившимися, как у мадонны, чертами бледного лица, не оглядывается назад — она вся полна сознания своего материнства и веры в свое предназначение. От нее исходит волна надежды и покоя. Картину называли «Петроградской мадонной», и действительно — это одно из самых обаятельных творений Петрова-Водкина.
Слайд 14
«Рабочие»
На переднем плане два рабочих, один из которых
напряженно и страстно старается доказать что-то другому. Но взгляд
его оппонента — тяжелый, мрачный и словно отрешенный — устремлен в другую сторону. Лица рабочих сознательно огрублены и носят даже некоторые черты дегенеративности (вообще у позднего Петрова-Водкина появляется, хотя и не подчеркнуто, элемент мрачноватого гротеска, усиливающий ощущение внутренней тревоги).
Слайд 15
«Смерть комиссара» -1928г.
Земля изрезана оврагами, песок, глина, чахлая
трава и камни. В центре — на переднем плане
— смертельно раненный комиссар отряда. Вдали — сбившиеся в кучу, бегущие в бой под стук барабанов фигуры солдат, написанные без всякой патетики. Тонкое нервное лицо комиссара исполнено предсмертной муки. Страдальческий взгляд устремлен одновременно на небо и вслед отряду. Его поддерживает простоватого вида боец, в котором нет ни гнева, ни боли.
Слайд 16
«1919 год Тревога
На картине показана квартира рабочего, расположенная
в городе, которому угрожают белогвардейцы. Семья рабочего охвачена тревогой,
причем это не просто человеческая тревога, а тревога классовая, зовущая к борьбе Она — во множестве деталей: в беззащитной, совсем не героической мещанского вида фигуре рабочего, который напряженно из-за занавески всматривается в окно, в холодной синеватой уличной мгле, в смятой газете, в брошенном на край стола мятом фартуке, в старых и изорванных обоях Еще более она возрастает при взгляде на спящего безмятежно в своей кровати ребенка
Слайд 17
Натюрморты
В поздних работах Петров-Водкин постепенно отходит от лаконизма
своих прежних картин Он пишет натюрморты.
Слайд 20
Умер художник в Ленинграде ранним утром 15 февраля
1939 года
Слайд 21
Работы Петрова-Водкина
Утренний натюрморт
Слайд 22
Работы Петрова-Водкина
«Девушка у окна»
Слайд 23
Работы Петрова-Водкина
«Красулино»
Слайд 24
Работы
Петрова-Водкина
«Полдень. Лето – 1917»
Слайд 25
Работы
Петрова-Водкина
«Новоселье»
Слайд 26
Работы
Петрова-Водкина
«Самарканд. 1926»
Слайд 27
Работы
Петрова-Водкина
«Купальщицы»
Слайд 28
Работы
Петрова-Водкина
«Девушки на Волге»