Слайд 2
Искусство Древней Америки характеризуется в целом как этнографическое.
При этом формы и общая направленность были настолько специфическими,
что оно не могло оказать серьёзного влияния на европейскую культуру. Однако красочная орнаментальность изобразительного искусства в сочетании с прихотливыми формами испанского зодчества обеспечила неповторимость колоритной мексиканской культуры, возникшей в результате колонизации Центральной и Южной Америки испанцами в конце 16 века. В начале 20 века она послужила могучим импульсом к зарождению яркого, самобытного явления, как мурализм (монументальная живопись на стенах общественных зданий). В 1920 – 1930-е годы культура Месамерики стала одной из главных составляющих стиля Ар Деко, её влияние прослеживается в декоративном оформлении зданий и интерьеров в США и большинстве европейских стран.
Слайд 3
Диего Ривера
«Карнавальная мексиканская жизнь»
Хосе Клемента Ороско
«Американская цивилизация»
Давид Сикейрос
Слайд 4
Проектная деятельность
Проследите влияние древних образов на современную жизнь.
Как проявляется эстетика египетской, древнеамериканской орнаментики в архитектурных проектах,
оформлении интерьера, дизайне одежды, украшений?
Найдите предметы быта, модные аксессуары, архитектурные элементы декора, соответствующие одному из стилей.
Слайд 5
Из многочисленных земледельческих цивилизаций, сложившихся в I тыс.
до н. э. на территории Америки, наиболее известной является
цивилизация индейцев Центрально – Мексиканского плато и полуострова Юкатан: науа, ацтеков, майя.
Культура наиболее значимых древних племён индейцев Древней Америки включает культуру Теотиуакана
(I тыс. до н. э. – VIII в.), майя (II тыс. до н. э. – XVв.), ацтеков (XIII – XVIв.).
Слайд 6
Теотиуакан – «город богов»
Пирамида Солнца
Экономической основой существования теотиуаканского
общества являлось орошаемое земледелие. Орошение осуществлялось в виде строительства
чинамп,
т. е. насыпных островков среди озёр и болот. Общественный строй - теократия
Слайд 8
Пирамиды Луны и Солнца возводились на высоких многоступенчатых
платформах. Она представляет собой четырёхступенчатый блок, сложенный из земли
и камней, с периметром основания тысяча метров. Все храмы расписаны фресками и покрыты нарядным каменным рельефом, отштукатуренным и ярко раскрашенным. Декор выполнял религиозную функцию.
Слайд 9
Наиболее часто встречается бог дождя Тлалока («заставляющий расти»).
Культ существует
со 2 века до н. э. По
природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки.
Слайд 10
Скульптурные и живописные изображения, жестко очерченные и, как
правило, сделанные в профиль, походят на плакаты, а слабо
проявленный антропоморфизм придаёт им абстрактно-символическое звучание, не лишая их при этом своеобразной прелести.
Слайд 11
Ометеотль – божество противоположностей (совмещает женское и мужское
начало)
Бог двойственности у науа. Автохтонный оберег народов науа.
Автохтоны (от
греческого-коренной) – вид организмов, обитающих в данной местности со времени своего становления.
Слайд 12
Фреска с изображением подземного рая Тлалока. В ветвях
гигантского дерева толуач, усыпанного жёлтыми и розовыми цветами и
растущего прямо из головы бога влаги с глазами совы, клыками ягуара и завитками змей под носом, сидят птицы. Из их клювов торчат крючки, похожие на вопросительный знак, означающий пение. В воде плавают моллюски с ручками и ножками, намекающими на движение. Под головой бога Тлалока, множество людей, окружённых порхающими бабочками, бегают, болтают, демонстрируя счастливую жизнь.
Слайд 13
Теотиуаканский тип культовых сооружений стал определяющим в архитектуре
индейцев Центральной Америки. Так же строили в середине 13
века ацтеки, основавшие город Теночтитлан («плодовое дерево, растущее из камня»), или Мехико. Там они увидели орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. Возвеличили своего бога - покровителя Уицилопочтли до уровня бога солнца, они отождествили его с пятым Солнцем. Жизнедеятельность Солнца обеспечивалась кровью жертв и погибших в ритуальной войне воинов. Смерть порождала жизнь и воспринималась как средство поддержания космического порядка и всеобщего благоденствия.
Храм Уицилопочтли. 13 в. Для совершения жертвенного ритуала.
Теночтитлан. Реконструкция.
Слайд 14
«Обитель тех, кто знает дорогу к богам».
Слайд 15
Змея – означает 5 день календаря. Имеет высокое
религиозное значение. Соединяет в себе качества птицы и змеи
как дуалистической системы, связывающей небо и землю.
Слайд 16
«Восьмерица». Такие круги часто применялись в качестве знаков
на барельефах.
Слайд 17
Пернатый змей – главный символ Звёздного неба.
Это
знаки божественного закона, единого для неба и земли.
Слайд 18
Солнце - огромный раскалённый шар, дающий жизнь.
Руины храма
бога Кецалькоатле.
(Сочетание образа птицы и змеи). Творец мира, бог
мудрости.
Атланты. Прежде они поддерживали часть свода.
Слайд 19
Чудовищный пёс. Сопровождает души воинов, погибших в бою.
Жрец
и владыка Кецалькоатля. Версия: он строит плот из змей
и уплывает по морю в блаженный край, где пребывают боги.
Слайд 20
Ритуальный нож.
Бог Кецалькоатль
Солнечный камень