Слайд 2
Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в
искусстве, философии и культуре, сформировавшееся к началу 1920-х во
Франции. Отличается подчёркнуто концептуальным подходом к искусству, использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 20-х годах, развивая дадаизм. С 30-х годов (художники С. Доли, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.
Слайд 3
Сальвадора Дали
(1904 — 1989 г.г.)
Творчество одного из
самых ярких представителей сюрреализма испанского живописца Сальвадора Дали (1904
— 1989), отмечено безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения. Дали с необычной фантазией соединяет, кажется, несоединимое и создает парадоксальные образы: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и т. п. Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения (метод «паранойи»), дать тотальное описание безумия.
Слайд 6
Святое писание
Тайная вечеря
Искушение святого Антония
Слайд 10
Воин
Каждый пред Богом наг.
Жалок, наг и
убог.
В каждой музыке Бах,
В каждом из нас
Бог.
Ибо вечность -богам.
Бренность - удел быков...
Богово станет нам
Сумерками богов.
И надо небом рискнуть,
И, может быть, невпопад
Еще не раз нас распнут
И скажут потом: распад.
И мы завоем от ран.
Потом взалкаем даров...
У каждого свой храм.
И каждому свой гроб.
Юродствуй, воруй,
молись!
Будь одинок, как перст!..
...Словно быкам -- хлыст,
вечен богам крест.
(Иосиф Бродский)
Слайд 11
Всадник по имени смерть
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность —
совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное,
противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа
Слайд 12
Дали любил подчеркнуть, что эта картина была проверкой
гениальности его интуиции, поскольку была закончена за шесть месяцев
до начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года. Истоки 'Предчувствия гражданской войны' следует относить ко впечатлениям, полученным художником еще во время мятежа в Каталонии в 1934 году. Художник создает впечатляющий образ национальных страданий: громадная, чудовищная фигура, части тела которой перепутаны и изуродованы, разрывает себя на куски.
Предчувствие гражданской войны
Родина
Испания
Необычным для себя образом,
Дали привлекает внимание
к символике
центрального образа картины,
помещая внизу ее название Espaaea (Испания).
Раздираемая войной родина художника
представлена в виде женщины, голову и
грудь которой могут восприниматься
зрителем и как группы сражающихся
людей; губы соответствуют красному
плащу одного из бойцов, а соски —
головам скрестивших копья всадников.
Слайд 14
Метаморфозы
Лицо Мэй Уэст в виде комнаты.
Галатея
Слайд 15
Работы сюрреалистов были выполнены без оглядки на рациональную
эстетику, используя фантасмагорические формы. Сюрреалисты работали с такими тематиками,
как эротика, ирония, магия и подсознание.
Использует он и прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве.
Слайд 16
Лебеди, превращающиеся в слонов
Бесконечно изменчивый образ
Слайд 17
Образы
Одним из источников картины была афиша с
цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности,
связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плите, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.
Слайд 18
Жена
Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями,
игрой воображения, Дали стремится объективировать видения (метод «паранойи»), дать
тотальное описание безумия
Слайд 20
Сон разума порождает чудовищ
Как больно, помогите!
В глазах -
беда!
Но годы-паутинки
Растают без следа.
Рукой не обопрёшься-
Душа пуста.
По волчьим
тропам бродит
Моя
звезда.
Слайд 21
Во время Второй мировой войны часто делались оптимистические
предсказания о "новом мире", который возникнет после поражения фашизма.
Геополитика — модная в тридцатых годах наука, занимавшаяся влиянием географических факторов на судьбу государств, и особенно их местоположением смущала многие умы. На картине подобно цыпленку, Новый человек вылупливается из земного шара, который похож скорее на мягкую оболочку, а не скорлупу. Даже континенты размягчены и готовы стечь с него; Западная Африка выделяет странную каплю. Игольчатые края навеса и указывающая на свершающееся событие фигура женщины, одновременно и мускулистая, и истощенная, придают картине достаточно угрожающий характер.
Слайд 22
Время и память
Постоянство памяти
Распад постоянства памяти