Слайд 2
Содержание
Вступление
Концепция
Биография
Слайд 3
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Наследие Л. Н. Гумилёва становится важным, как только мы
обращаемся к современным вопросам развития человечества на рубеже тысячелетий.
Сегодня ученые дают нам социологические, исторические, политологические, культурологические версии относительно будущего обличия мира. Они предлагают новый взгляд, в основу которого положен анализ этнических процессов, объясняются это тем, что будущий, мир это многополюсный мир, основанный на культурно-этническом фундаменте. Это свидетельствует о том, что в решении современных задач научного прогнозирования идеи Л. Н. Гумилёва, могут быть весьма востребованными.
Слайд 4
2. Концепция
Полноценная научная оценка проблем, связанных с теорией
этногенеза, является скорее делом будущего. В целом же, в
современной научной литературе отмечается потребность в работах о Л. H. Гумилеве. В многообразии социально-экономических, политических и культурных процессов конца XX века особую значимость приобретает национальный вопрос. Возрастает роль научного осмысления механизмов их развития.
Теория этногенеза является центральной в оригинальной концепции Л. Н. Гумилёва.
Л. Н. Гумилёв нашел свой подход к осмыслению процессов этногенеза, с помощью которого попытался преодолеть инерцию традиционных взглядов на теорию этносов. Выдвинутая им теория о связи этноса не только с социумом, но и с природными и космическими факторами оказалась чрезвычайно плодотворной. Им была предпринята попытка представить этносы прежде всего как способы приспособления к ландшафтно-климатичеким условиям. В настоящее время становится все более необходимым построение комплексной теории этногенеза народов планеты, которая включала бы в себя синтезированные современные знания социального и естественнонаучного характера. Это дало бы реальную возможность решить проблемы межэтнических взаимоотношений, социального прогнозирования в сфере межнациональных отношений и др.
Центральным понятием этой теории выступает этнос, который рассматривается как естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения людей.
Каждый этнос /народ/ своеобразен и имеет свой путь культурного развития, а потому нет "плохих" или "хороших", "культурных" или "некультурных".
Культура у Л. Гумилева - не центральное понятие, она латентно содержится в его концепции. Отсюда - исключительная важность приобретает культурогенез и этногенез в концепции ученого.
Слайд 5
Концепция
Многогранное научно-теоретическое наследие Л. Гумилёва стало предметом специального изучения
лишь с конца 80-х начала 90-х гг. После смерти
ученого его труды стали изучаться более активно. Долгое время в советский период выдающийся вклад в науку об этносах Л.Гумилева, попросту замалчивался по идеологическим и политическим соображениям. Его новые научные взгляды подвергались критике со стороны значительного числа этнографов, историков и философов.
Основные работы были написаны в 60-е – 70-е годы, большинство из которых удалось издать много позже. К наиболее значительным первым трудам ученого следует отнести прежде всего те, в которых он изложил историю кочевников Центральной Азии с древнейших времен до ХУIII века.
Наша задача, опираясь на ряд публикаций работ самого Л. Гумилева, восстановить важнейшие черты человека, ученого, мыслителя и его теорию этногенеза.
Первый этап анализа теоретического творчества Л. Гумилева представлен немногочисленными журнальными публикациями, в которых, в большей, степени, идет обсуждение концепции этноса и этногенеза не столько в направлении конкретизации ее понятий, сколько в направлении на полемику и критику. Этот подход отражает существовавшую в то время господствующую социологизаторскую тенденцию и прочные позиции формационного подхода в гуманитарном знании.
Второй этап обозначен выходом разгромной статьи Козлова В. И, после которой работы Л. Н. Гумилёва фактически перестают печатать. Одновременно с этим прекращается обсуждение концептуальных положений теории на страницах журналов. За период с 1974 по 1989 годы только иногда появлялись статьи и рецензии самого Л. Н. Гумилёва в периодической печати. Одной из них являлась публикация "Биосфера и импульсы сознания", на которую незамедлительно последовал критический отклик в статье "Ипостаси этноса" А. И. Першиц и В. В. Пошишевского. Основной упрек авторов обращен на стремление Л. Гумилева вывести этнос "непосредственно из природы", сделать основной упор на природное начало.
К этому сложному периоду как в творчестве ученого, так и исследовании его концепции относится выход в свет основного теоретического труда Л. Н. Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" в виде депонированной в ВИНИТИ рукописи, где была изложена его концепция этногенеза. Этот выход был отмечен небольшой: статьей Ю. М. Бородая, в которой он поддерживал концепцию "химерных этносов" Л. Н. Гумилёва.
Слайд 6
Концепция
Таким образом, во второй период все исследовательские начинания.
по концепции Л. Н. Гумилёва были заморожены. Хотя на фоне официального
критического настроя. стали появляться первые работы в поддержку идей ученого.
С конца 80-х годов начинается качественно новый этап в исследовании теоретического наследия Л. Н. Гумилёва. Он стал возможен благодаря выходу в свет основных трудов ученого, среди которых на первом месте находится трактат "Этногенез и биосфера Земли", В краткий срок увеличивается число журнальных публикаций и статей самого разного рода. Всю литературу этого периода, как мы полагаем, можно представить несколькими группами.
Первая группа исследования посвящена анализу методологии Л. Н. Гумилёва и отдельных аспектов концепции этногенеза. Это прежде всего работы Д. С. Лихачева, А. И. Куркчи, П. Л. Белкова, С. Смирнова, А. Н. Медведь.
Особое внимание получает идея пассионарности, которая привлекает внимание даже психоаналитиков, включивших ее в авторском варианте в свои научные разработки. Представители второй группы: А. Л. Янов, А. Тюрин, И. Дьяконов, Л. Клейн - ведут речь о возможных идеологических интерпретациях концепции.
Третья группа - это исследования историков, философов, культурологов, естественников, посвященных специальным проблемам, в которых упоминается Л. Н. Гумилёв как автор оригинальной концепции, или положения его концепции используются как методологическая база для рассуждений. К числу этих исследований можно причислить работы В. Е. Давыдовича, Е. В. Золотухиной, Я. Шемякина, В. Зильберглейта, А. В. Венкова, В. Б. Миронова и ряда других.
Между тем, работ в которых бы исследовалось идейно наследие Л. Н. Гумилёва. История возникновения его идей, создания трудов, разработки концепций, а также; освещающих его философские взгляды. до сих пор фактически не создано.
Процесс мышления Л. Н. Гумилёва, его общественная и научная борьба, личная жизнь - неразрывно связаны в тугой узел. Включая в книгу материалы из личной автор стремился представить его человеком, понимающим сущность бытия и малейшее движения души, человеком полемического склада ума, блестящего остроумия с ocновополагающей чертой его мировоззрения - гуманизмом.
Слайд 7
Концепция
Цель нашего исследования, вслед за Л. Гумилёвым, - понять
Всемирную историю как становление одной из оболочек Земли -
этносферы.
Л. Гумилев показал сочетание разнообразных этнических историй причудливо переплетающихся друг с другом на фоне разных культур, унаследованных от эпох минувших, и ландшафтов, дающих людям пищу. Этническая история - процесс многофакторный, испытывающий разные воздействия и чутко на них реагирующий. Вместе с тем этническая история не столь наглядна, как история культур и государств, так как события, связанные со сменой фаз этногенеза, источниками не фиксируются.
Иными словами этническая история - это та гуманитарная дисциплина, которая ближе, чем любая иная, к географии, что и определяет пестроту, которую отметил ученый. Он сравнивал историческую панораму со звездным небом, где мы наблюдаем звезды, давно потухшие, но свет которых только теперь дошел до Земли, и не видим сверхновых, чьи лучи ещё несутся в космических пространствах и, соответственно, не видимы.
ЭТНОС, СУПЕРЭТНОС.
Очевидно, что одним из основных понятий «этнической истории», «этнологии», «этногенеза», представляется понятие самого этноса и заслуга Л.Н. Гумилева перед наукой, прежде всего в том, что именно его подход позволил полно определить это понятие. Оно не совпадает ни с биологическим понятием расы, ни с понятием национальности, являясь с одной стороны верхним звеном биоценоза вмещающего ландшафта, с другой стороны – частью социума, конкретного общественного организма.
Итак, этнос есть природное явление, предшествующее социальному. Тогда, одним из точных определений можно принять следующее : «этнос – форма адаптации вида Homo Sapiens в биоценозе своего ландшафта, причем не столько в структуре, сколько в поведении».
Слайд 8
Концепция
По Л.Н. Гумилеву главным в рассматриваемом вопросе является
системный подход к проблеме, когда определяющим являются не физические
признаки и объекты, а характер их связей, так что этнос «...держится не на сходстве входящих в него людей, но на устойчивости характера и направления...связей». И тогда мы можем постулировать, что нет ни одного реального признака для определения этноса, кроме признака «мы такие–то, а все прочие – другие». Таким образом, противопоставление «своих» и «чужих» («мы» и «они»), данное членам этноса в рефлексии, служит индикатором для определения этнической принадлежности. Из этого можно вывести, что эта рефлексия или самоощущение является особым типом системообразующей связи в этносе, которое определяет его устойчивость и отсутствие прямой зависимости от социального развития народов, составляющих конкретный этнос.
Этнос – развивающаяся в историческом времени системная целостность людей, объединенных единым стереотипом поведения, особым поведенческим языком, который передается по наследству. По этой причине этнос как явление не сводимо ни к одной из известных социальных «форм человеческого общежития» и является «посредствующим звеном между обществом и природной средой...» .
По мнению Л.Н. Гумилева каждый человек, как и коллектив людей, является одновременно частью природы и частью социума. И рассматривать его надо в двух аспектах – со стороны социальной и со стороны природной. В первом случае «мы видим общественные организации : племенные союзы, государства, теократии, политические партии и т.п.. Во втором – этносы, т.е. коллективы людей, имеющие в каждом случае оригинальную структуру, неповторимый стереотип поведения и своеобразный ритм развития... Мы помещаем этнос в «зазоре» между природой и обществом». Именно в этносах осуществляется взаимодействие природной среды и производственной деятельности людей.
В процессах этногенеза присутствуют как социальные, так и биологические компоненты. «Разница между сознательной и эмоциональной областями поведения этнических сообществ в том, что первая подчиняется закону спонтанного общественного развития, а вторая связана с энергетическими толчками».
Ю.В. Бромлей определяет этнос как продукт внешних условий, прежде всего общественно–исторических. Социальные процессы доминируют над природными в этносе. В ходе общественного развития социальная детерминированность этнических процессов возрастает.
Слайд 9
3. Биография
Родился в Царском селе 1 октября 1912
года. Сын поэта Николая Гумилёва и поэтессы Анны Ахматовой.
В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнёво Бежецкого уезда Тверской губернии.
С 1917 до 1929 года жил в Бежецке. Учился в школе №1 г. Бежецка с 1926 года по 1929 год. С 1930 года в Ленинграде. В 1930—1934 годах работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 г. начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета.
В 1935 году был исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён. В 1937 году был восстановлен в ЛГУ.
В марте 1938 года был снова арестован, будучи студентом ЛГУ, и осуждён на пять лет. Он проходил по одному делу с двумя другими студентами ЛГУ — Николаем Ереховичем и Теодором Шумовским. Срок отбывал в Норильлаге.
21 сентября 1939 года Гумилев попадает в 4-е лаготделение Норильлага. За весь срок заключения он успел поработать землекопом, горняком меднорудной шахты, книгохранителем библиотеки на руднике 3/6, техником, геологом (в геотехнической, а затем в геофизической группе горного управления), а к концу срока стал даже лаборантом-химиком. По отбытии срока был оставлен в Норильске без права выезда.
Слайд 10
3. Биография
Осенью 1944 года добровольно вступил в Красную
Армию, воевал рядовым в 1386-м зенитно-артиллерийском полку, входившем в
31-ю зенитно-артиллерийскую дивизию на Первом Белорусском фронте, закончив войну в Берлине. Писал стихи на военную тему.
В 1945 году был демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который окончил в начале 1946 года и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, откуда был исключён с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности».
28 декабря 1948 года защитил в ЛГУ диссертацию на степень кандидата исторических наук по теме «Подробная политическая история первого тюркского каганата», принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР.
7 ноября 1949 года был вновь арестован, осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. 11 мая 1956 года реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.
C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже.
В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории «Древние тюрки VI—VIII вв.», а в 1974 году — докторскую диссертацию по географии «Этногенез и биосфера Земли».
21 мая 1976 года ему было отказано в присуждении второй степени доктора географических наук. 15 мая 1990 года на заседании Секции синергетики географических систем РГО, посвящённом 25-летию пассионарной теории этногенеза, Л. Г. Колотило выступил с предложением о выдвижении Л. Н. Гумилёва в действительные члены АН СССР. В этот же день данное предложение огласили участники круглого стола на Ленинградском телевидении в программе «Зеркало», где участвовали Л. Н. Гумилёв, А. М. Панченко, К. П. Иванов и Л. Г. Колотило. В конечном итоге академиком АН СССР Л. Н. Гумилёв избран не был.