Слайд 2
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
народных традициях.
Развивать речевые умения.
Воспитывать патриотизм, любовь к художественному слову,
коммуникативную культуру.
Слайд 4
В.М. Васнецов. Баян. 1910
«Баян» – одно из последних
значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве.
Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
Слайд 5
У воинов древней Руси единой военной формы не
существовало. Даже в сравнительно небольших княжеских дружинах защитное снаряжение
и оружие воинов были различными и подбирались, исходя из возможностей или вкусов конкретных дружинников и преобладающих способов ведения боя. Традиционно русские воины использовали разнообразное защитное снаряжение, которое постоянно совершенствовалось, вбирая в себя все лучшее из того, что создавалось и в Европе, и в Азии.
Слайд 6
Защита воина в древней Руси.
По древнерусским понятиям защитное
снаряжение без шлема называлось доспехами. Позднее этим термином стали
называть все защитное снаряжение воина. Главным элементом русских доспехов длительное время была кольчуга. Она использовалась с Х до XVII века.
Слайд 7
Кольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны
или сварены между собой. В Х-ХI веках она имела
форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка-бармица. Весила кольчуга 6-12 килограммов.
Слайд 8
С ХI века русские воины стали пользоваться «броней
чешуйчатой». Чешуйчатый доспех состоял из стальных пластин с закругленным
нижним краем, которые крепились к матерчатой или кожаной основе и напоминали рыбью чешую. При изготовлении пластины надвигали одна на другую, после чего каждую в центре приклепывали к основанию. Подол и рукава обычно делали из более крупных пластин. По сравнению с пластинчатыми, этот вид доспехов был более эластичен и красив. С ХIV века в русском языке термин «броня» вытесняется термином «доспех», а с ХV века – «панцирь».
Слайд 9
Все детали панциря изготовлялись ремесленниками-кузнецами. «Спадоша клеще с
небесе, нача ковати оружье», — говорит Лаврентьевская летопись.
Начиная
с XIV века на Руси встречаются панцири, в которых смешиваются разные виды доспехов. Доспехи могли быть чешуйчатыми на подоле и пластинчатыми (или кольчатыми) на груди и спине. Рукава и подол кольчуги отделывались длинными языкообразными пластинами. Грудь воина дополнительно защищалась крупными бляхами, которые надевались поверх доспехов. Позднее, в XVI веке, они получили название «зерцал», так как гладкие металлические пластинки их специально шлифовались, начищались до блеска, а иногда покрывались золотом, серебром и гравировались. Подобные доспехи стоили весьма дорого, рядовым воинам были недоступны и могли носиться на поле брани исключительно князьями, воеводами и первейшими боярами.
Слайд 10
С XIII века на Руси появляются виды защитного
снаряжения, объединяющие элементы кольчуги и броневого доспеха. Наибольшее распространение
получили колонтарь (доспех от шеи до пояса без рукавов), юшман(кольчужная рубашка) и куяк.
Слайд 11
Богатые воины надевали дополнительный доспех – зерцало, состоявшее
из крупных металлических пластин, соединенных ремнями. Обычно оно изготавливалось
из позолоченных отполированных пластин, блестевших на солнце, что и дало ему название.
Доспехи русских воинов дополнялись другими элементами снаряжения. Наиболее важным среди них являлся шлем (шелом) – металлический колоколовидный или сфероконической головной убор с длинным навершием (шпилем).
Слайд 12
План.
1. Что изображено на первом плане?
2. Основные группы
героев картины.
3. Главный герой картины (как он одет, что
держит в руках, какова его поза, выражение лица). Обратить внимание на выражение лиц слушающих его людей.
Слайд 13
4. Фон картины: описание неба, земли. Цвет плащей
дружинников и одежды певца. Какие тона преобладают в картине?
5.
Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?