Слайд 2
ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ
Родился
в Киеве в семье управляющего сахарными заводами
Семья Малевичей переезжает в Курск. Начинает работать чертежником в управлении Московско-Курской железной дороги
Безуспешно пытается поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимается в Школе- студии Ф. Рерберга
Сближается с футуристами
На последней футуристической выставке «0,10» в Петрограде показывает картину «Черный квадрат»
Инициирует создание общества «Супремус»
Слайд 3
ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ
Первая персональная
выставка в Москве. Переезжает в Витебск. Начинает работать в
возглавляемой М. Шагалом Народной художественной школе.
Создает группу УНОВИС (Утвердители нового искусства)
На Большой Берлинской выставке работы художника занимают целый зал. Первый арест.
Второй арест
Заболевает раком
1935 Умер в Ленинграде. Похоронен близ Немчиновки в Подмосковье
Слайд 4
Черный супрематичекий квадрат
«Черный квадрат» - самое знаменитое полотно Малевича
да, пожалуй, и всего русского авангарда.
Впервые идея «черного квадрата» посетила художника во время работы над оперой «Победа над Солнцем» в 1913 году. Спустя два года появилась и сама картина. Она, в числе 39-ти супрематических работ Малевича, экспонировалась на Последней футуристической выставке «0,10», состоявшейся в конце 1915 года в петроградской галерее Н. Добычиной. Автор поместил ее в «красном углу», тем самым настаивая на «сакральном» характере» этого произведения.
Картина вызвала шумные толки, в которых эта «сакральность» не осталась незамеченной. Мирискусник А. Бенуа возмущался: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны... Черный квадрат в белом окладе - это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели...»
Малевич отвечал ему: «Вы - тот, кто привык "разогреваться" перед хорошенькими, милыми личиками, - понимаете, как трудно извлечь какое-либо тепло из лица "квадрата"... Секрет состоит в самом акте творчества». Уже без полемического пафоса, доверительно, он сообщал чуть позже М. Гершензону: «Это форма какого-то нового живого организма. Квадрат сделался живым, дающим новый мир совершенством. Я на него совсем смотрю иначе, нежели раньше, это не живописное, это что- то другое. Мне пришло в голову, что, если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, квадрат черный и есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала».
Слайд 5
Евангелие от Каземира
ПЛОСКИЙ белый фон обозначает бесконечность космического пространства, в
котором нет ни перспективы, ни тяготения. Сам белый цвет содержит в себе спектр всех земных цветов — в определенном смысле, перед нами «потенция», в любой момент способная развернуться в яркую «многокрасочность».
Слайд 6
Евангелие от Каземира
Квадрат — это первоформа, из которой рождается абсолютно все.
На картинах Малевича мы найдем и другие основные формы (круг, крест), но они уже не первичны, являясь производными квадрата, которые выделяются из него посредством определенных манипуляций.
Слайд 7
Евангелие от Каземира
Трещинки, появившиеся
со временем в красочном слое, подсказывают, что Малевич не сразу пришел к черному цвету, — они открывают нижние слои краски, от которых художник в конце концов отказался. Сам характер небрежного мазка и «неидеальность» фигуры говорят о том, что автор не стремился к созданию правильной геометрической формы; он писал не «квадрат», а философский «принцип квадрата».
Слайд 8
(1915)
79,5 х 79,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 9
© К. Малевич. Автопортрет («Художник»). 1933. Холст, масло.
73x66. ЖБ-1516. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 2008
Этот неожиданный реалистический «Автопортрет»,
созданный в 1933 году, стал творческим завещанием великого русского авангардиста. К тому времени у него уже обнаружилась страшная болезнь, жить оставалось немного.
К слову, некоторые исследователи утверждают, что развитие рака предстательной железы спровоцировали специфические методы воздействия, применявшиеся к Малевичу на допросах 1930 года. Как бы то ни было, мастер уходил несломленным.
И этот портрет, явным образом ориентированный на высокие ренессансные образцы, неопровержимо доказывает это. Малевич ни от чего не отказывается (один супрематический фон картины чего стоит!), утверждая право художника на свободное творчество, которое было запрещено в тоталитарном государстве, озаботившемся устройством земного рая.
Сама гранитная статуарность позы, сам торжественный жест - все это свидетельства того, что и на краю смерти Малевич не отрекается от своей миссии переустроителя земной жизни. Он, отчаявшись дождаться понимания от современников, обращается через их головы к потомкам, твердо веря в то, что его слова будут услышаны, а картины наконец-то «увидены». Кажется, в этом художник не ошибался.
Слайд 11
АВТОПОРТРЕТ
Гордо приподнятая голова,
серьезный взгляд, мощная лепка лица — перед нами символ
твердости и несокрушимости духа. Символ, выполненный в реалистической манере (но и сама манера, впрочем, заставляет вспомнить титанов Возрождения).
Слайд 12
ЭХО РЕНЕСАНСА
Костюм венецианского
дожа несет двойную смысловую нагрузку: во-первых, он отсылает зрителя
к ренессансной эпохе, а во-вторых, подчеркивает реформаторско - революционный характер творчества художника.
Слайд 13
ЭХО РЕНЕСАНСА
Жест
Малевича странен, его объясняют по-разному. Но, как знать, не
держит ли в руке художник воображаемый «черный квадрат», которым за восемнадцать лет до этого он возвестил о рождении абсолютно нового искусства.
В правом нижнем углу картины, где обычно стоят
автографы авторов, мы видим монограмму с изображением черного квадрата.
Слайд 15
ДЕЛО МАЛЕВИЧА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ
Слайд 16
ДЕЛО АЛЕВИЧА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ
ИНСТАЛЯЦИЯ
Грегор Шнейдер «Черный
квадрат» (2007 )
Слайд 17
ДЕЛО МАЛЕВИЧА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ
Слайд 18
ДЕЛО МАЛЕВИЧА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ
Феномен черного квадрата нашел свое практическое выражение в коллекции:
геометрические очертания, черно-белая гамма, таинственность, сложный крой одежды.
Слайд 19
ДЕЛО МАЛЕВИЧА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ
Часы Буран, черный квадрат Малевича фабрики Полёт.
Слайд 20
ДЕЛО МАЛЕВИЧА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ
Плэйкаст «Триптих Малевича.»