Слайд 2
Цель работы:
Знакомство с различными видами современного народного
декоративного
творчества
Нижегородской области.
ЧЕМ СЛАВИТСЯ
НИЖЕГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ?
Слайд 3
Нижегородская область – один из ведущих центров современного
народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия
пользуются заслуженной известностью не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Такие традиционные центры народного искусства, как Хохлома, Городец, Павлово, Балахна, и другие издавна снабжали многие губернии России, сёла и города крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотной вышивкой. Искусство этих центров, пришедшее в упадок на рубеже 19-20 веков. Начало восстанавливаться уже в послереволюционные годы. И сегодня тысячи мастеров – резчики и мастера росписи по дереву, ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.
Слайд 4
Народные промыслы:
Искусство хохломы;
Семеновский сувенир;
Городецкая роспись;
Полховский Майдан;
Ткачество и вышивка;
Казаковские
ювелирные изделия.
Слайд 5
Историческая справка
Мнения большинства исследователей сходятся на том, что
временем рождения хохломы с её оригинальной технологией и орнаментальным
строем следует считать конец 17 века. Об этом свидетельствуют интереснейшие факты как из археологии, так и истории 17 века. Археологические данные рассказывают о том, что с древних времен в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Её вырезали из местных пород деревьев – чаще всего липы, изготовляя большие и малые чаши, блюда, ковши.
Слайд 6
Хохлома – это название большого торгового села в
Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна
привозили на продажу свои изделия и откуда расходились не только по всей России, но и за её пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называться «хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.
Слайд 7
Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодаря применению техники
окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного золота.
Эта техника была известна русским иконописцам еще в 12 веке, а к 17 веку получила широкое распространение.
Слайд 8
Сначала токари из деревянной заготовки вытачивают изделие, так
называемое «белье», затем после сушки в сушильных камерах полуфабрикат
грунтуют, олифят и протирают алюминиевой пудрой, после чего он поступает в художественный цех для росписи, далее изделие несколько раз покрывают лаком и обжигают в печах.
Слайд 9
В росписи использованы древние элементы
«фонового письма», «кудрины»,
«древко» и «травки»
Слайд 10
Историческая
справка
Первая русская матрёшка из восьми фигур, изображавшая
девочку в сарафане, в платке, с петухом в руках,
была сделана в 90-х годах прошлого века в Москве в мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей С. Мамонтову. Выточил её русский токарь-умелец В.Звёздочкин, а расписал художник С. Малютин.
Слайд 11
Внутри матрёшки было помещено целое семейство ребятишек, изображавших
мальчиков и девочек. В те же годы производство матрёшек
было организовано в мастерских Сергиева Посада (ныне город Загорск). Необычная затейливая игрушка сразу привлекла к себе внимание покупателей и пользовалась большим спросом.
Слайд 12
В Нижегородской губернии матрешки стали делать в начале
20 века в с.Меринове, расположенном на берегу Керженца в
7 километрах от г.Семенова. К этому времени здесь уже существовал промысел по изготовлению токарных игрушек, таких, как самовары, внутрь которых вкладывались игрушечные чашки и блюдца, пирамиды, детские каталки и другие виды изделий.
Матрешки изображали бойких румяных девушек в ярких платках на голове и с пышными цветами на груди.
Слайд 13
В основе мериновской росписи лежат крупные цветы, на
веточках размещены маленькие пятилепестковые цветочки, колокольчики, иногда рябинка ,все
они обрамляются крупными листьями. Разживка на цветах и листьях делается штрихами чёрной тушью. Эта манера «письма» распространилась по селу, выработался своеобразный стиль декоративного оформления изделий.
Слайд 14
Историческая справка
Городецкая роспись выросла на основе богатой и
разнообразной культуры Нижегородской области, мастера которой создали самобытную деревянную
и каменную архитектуру, оригинальную архитектурную резьбу по дереву, вышивки, ткачество и многие другие ремесла. По мере изучения городецкой росписи представление о содержании этого искусства расширялось.
Выдвигается гипотеза об определенных связях городецких образов с древней символикой, о влиянии иконописи на искусство мастеров Городца, возникают споры о трактовке, казалось бы, ранее бесспорных сюжетов городецкой росписи - сцен чаепитий, гуляний.
Слайд 15
Произведения городецких мастеров привлекают зрителей прежде всего яркой
праздничностью. Городецкая роспись насыщена всем богатством красок русского лета
с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов, разноцветных причудливых птиц, стройных городецких коней, бегущих по цветущему лугу.
Слайд 16
Писали народные художники по дереву, покрытому олифой или
окрашенному, применяя яичную темперу, масляные, а чаще всего клеевые
краски.
Слайд 17
Историческая справка
Почти в каждом крестьянском хозяйстве Полховского Майдана
и некоторых соседних селений делали токарные изделия, которые за
бесценок скупали богатые предприниматели. Октябрьская революция освободила кустарей от кабальной зависимости. В первые же годы Советской власти в селе началось возрождение токарного промысла. Темниковский уездный Совет народного хозяйства 2 мая 1921 года постановил организовать во всех хозяйствах и коммунах кустарный промысел. В 1929 году на базе токарного промысла была создана артель, названная в 1931 году « Красная заря». Глядя на яркий «майданский товар», сейчас трудно представить, что до 1914 года изделия кустарного промысла были белыми, без каких-либо украшений.
Слайд 18
Село Полховский Майдан расположено в нечерноземной полосе юго-восточной
части Нижегородской области, в прошлом на севере Тамбовской губернии
бывшего Темниковского уезда, на землях скудных, не удовлетворяющих постоянных нужд местных жителей. С начала 19 века крестьяне села занимались подсобными промыслами, в частности токарным делом, развитию которого способствовали ежегодно проводившиеся в Нижнем Новгороде ярмарки.
Слайд 19
В росписи тарарушек полхов – майданские мастера используют
разнообразные приёмы : «цветы с наводкой» – самая известная
и наиболее самобытная роспись с предварительным наведением рисунка и последующей заливкой плоскостей цветом; «цветы без наводки» или «травки» - роспись, напоминающая семеновскую и даже хохломскую.
Слайд 20
Образ матрёшки, которую делают в Полховском Майдане, отличается
от всех известных. Она удивляет яркостью наряда гигантских многоместных
матрёшек. Рядом с ними забавно смотрятся маленькие, толстенькие, как боровички, одноместные куколки.
Слайд 21
Историческая справка
В Нижегородской области ткачество, как и вышивка,
издревле являлось широко распространённым видом женского народного творчества. В
каждом крестьянском доме стоял ткацкий стан и имелся набор прялок. В конце 19 – начале 20 века в Семеновском уезде, особенно в селе Бор, женщины занимались изготовлением нарядных поясов из шёлка, гаруса и шерсти разных цветов, в Кстовской, Бешенцевской и Сельнинской волостях Нижегородского уезда был развит пухоткацкий промысел, то есть тканье полотен с гусиным пухом.
Слайд 22
До сих пор во многих домах сохранились ткацкие
станы, в наши дни по праздникам в деревнях столы
застилают красными, синими, лиловыми или розовыми столешниками, а стены украшают белоснежными полотенцами с яркой красной каймой.
Слайд 23
Мастера интересно оформляют нарядные праздничные полотенца и декоративные
салфетки, в узорах которых геометрические орнаменты оригинально сочетаются с
ажурами, мережками и вышивкой тамбуром.
Слайд 24
Вышивка для русской женщины была с незапамятных времен
душевной потребностью . Вышивка счетной гладью, набором и косой
стежкой по орнаменту. Преобладает геометрический орнамент, в основу которого положен ромб. Соединение растительного орнамента с изображением птиц или животных остается излюбленной темой мастеров.
Слайд 25
Историческая справка
Первое местное предприятие по изготовлению ювелирных изделий
создано в конце 30-х годов ХХ столетия на базе
казаковской артели «Металлист», ранее занимавшейся изготовлением и отделкой столовых приборов. В 60 – 70-х годах в содружестве с искусствоведами НИИХП мастерам Казаковского объединения разработали широкий ассортимент филигранных изделий, включавших наряду с ювелирными украшениями такие бытовые предметы, как подстаканники, конфетницы, туалетные лоточки, вазочки.
Слайд 26
Медные посеребренные поделки: бубенчики, пряжки, пуговицы, крестики во
второй половине 19 века делали мастера села Мурашкина, используя
главным образом технику литья, в Безводном на Волге создавались посеребренные цепочки в виде плетенок и шнурков, отдельные мастера – ювелиры работали в Арзамасе, Лыскове .
Слайд 27
Сочетание разреженного рисунка с более плотной филигранью придаёт
изделию живописность и непринужденность, а свободный ажурный край напоминает
кружево.
Слайд 28
Казаковское производственное ювелирное объединение включает в себя, кроме
собственно филигранного производства, филиалы по художественной обработке камня, кости
и кожи. Широк и разнообразен ассортимент выпускаемых объединением изделий. Здесь часто используется сочетание различных материалов: металл с камнем, костью, кожей, кость с деревом .
Слайд 29
Авторы, используя традиции казаковской филиграни, находят наивысший художественный
эффект, применив вкрапление камней-самоцветов, горячие эмали и золочение.
Слайд 30
Нижегородская ярмарка. Здесь представлены экспозиции народных художественных промыслов
Нижегородского края.