Слайд 3
О какой стране идет речь?
Страна древнейшей цивилизации, внесшая
большой вклад в развитие мировой культуры: здесь было положено
начало земледелию и судостроению, зародились такие науки, как математика, география, астрономия и медицина.
Жители именовали свою страну Чёрной, а себя — людьми Чёрной (земли), по цвету плодородной почвы низменной долины Нила.
К самым известным памятникам архитектуры относятся пирамиды.
Слайд 4
О какой стране идет речь?
На плите, на саркофаге,
на папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд, иероглифы
пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки…
Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
О какой стране идет речь? (Древний Египет)
Слайд 6
Цель урока:
Узнать: какова роль декоративного искусства в жизни древних обществ
на примере эпохи Древнего Египта.
Слайд 7
Результаты:
Предметные: научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видения окружающего мира; развивать
наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения; понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
Получат возможность научиться творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов, развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия.
Метапредметные : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Слайд 8
Декоративно-прикладное искусство
Древнего Египта
Египетское искусство составляет одну из
замечательных страниц в истории мировой культуры.
Художественные достоинства, чрезвычайная
протяжённость его истории и его влияние на художественное развитие других древних народов – всё это ставит искусство Древнего Египта на совершенно особое место.
Слайд 9
Для всех периодов египетского искусства характерно замечательное единство
стиля, которое объясняется различными факторами:
своеобразные природные условия, -
исключительное значение религии и жречества, фараона и его двора,
первенствующая роль архитектуры.
Хотя основная часть произведений искусства носила религиозный характер и была связана с погребальным культом, создавалось много произведений, отражавших повседневную жизнь.
Наряду с мастерскими при храмах и ремесленниками, изготовлявшими погребальную утварь, были и придворные мастерские, богатую и изысканную клиентуру которых составляли сам фараон и его приближённые.
Слайд 10
С другой стороны, произведения египетского декоративного искусства помимо
их эстетической ценности представляют и исторический интерес, поскольку древние
египтяне остались непревзойденными мастерами в целом ряде художественных ремёсел.
Слайд 11
ЖИВОПИСЬ
Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых
домов и гробниц.
Слайд 12
Настенное изображение представляет собой одно из наиболее важных
средств выражения в египетском искусстве.
Наиболее распространенной основой для
живописи были стены с барельефами, которые можно было расписывать.
Краски наносили на гладкие, предварительно оштукатуренные стены.
Размещение росписей внутри зданий, на стенах храмов и погребальных часовен подчинялось строгим правилам, обусловленным как требованиями обычая, так и несовершенной техникой. Например, ноги, руки и голову полагалось изображать в профиль, а верхняя часть туловища рисовались в анфас.
Слайд 13
Центральное место в живописи занимала культурно-религиозная тема, ведь
египтяне верили, что земная жизнь не так важна, как
загробная. Изображенные на стенах в гробницах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, охоты, рыбной ловли, погребальные шествия.
Слайд 14
Условный разворот плоскости -плечи разворачиваются в фас -глаз
разворачивается в фас -руки и ноги изображаются с большого
пальца (нет подразделения правой и левой), -ноги разворачиваются в профиль -тело разворачивается в фас - разно масштабность иерархия- кто выше на иерархической лестнице, тот и больше.
Основные каноны в росписях
Слайд 15
В Древнем Египте высочайшего расцвета достигла скульптура. Самым
знаменитым творением стало изображение Нефертити - жены Эхнатона.
Скульптура
выполнена из золотистого песчаника и искусно раскрашена. Нефертити стала символом женской красоты.
Слайд 16
Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же
живой, как и сам человек. Сделанная по образцу божества,
фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо большее чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала.
Вот почему было важно записать
на ней имя
и должность или титул
изображаемого лица.
Безымянная статуя,
лишённая надписи,
теряла свою силу.
Слайд 17
Стены храмов часто украшались рельефами. Отметим любопытную деталь:
декор наружных стен посвящался прославлению могущества фараона и изображал
охотничьи и военные сцены; внутренние стены предназначались для сюжетов культового характера. Рельефы покрывали всю поверхность стен.
Слайд 18
Битва при Кадеше, барельеф из Рамессиума, заупокойный храм
Рамсеса II в Фивах.
Слайд 19
Однако наибольшего интереса заслуживают столбы, пилоны и колонны.
Слайд 20
Идеал красоты Древнего Египта
В Египте идеалом красоты считалась
женщина с красивым лицом и стройной, грациозной фигурой. Египтяне
уделяли особое внимание прическе и форме лица. Идеальное лицо имело тонкие черты с полными губами и большими глазами, которые подчеркивали специальными контурами.
Слайд 21
Египтянки были большими модницами – они первые начали
смотреться в зеркало, пользоваться румянами и украшать свое умащенное
благовониями тело прозрачными и почти невесомыми одеждами. Кроме того, именно жрицы египетских богов первыми начали изготовлять и носить шиньоны и парики, украшать себя обручами и подвесками.
Слайд 22
Древнеегипетская цивилизация оставила миру красивейшее культурное наследие. Внешний
облик и одежда для знатных египтян играли очень большую
роль. Всю красоту и великолепие древнеегипетского костюма можно наблюдать по многочисленным фрескам, папирусам, рельефам и статуям, дошедшим до нас из той далекой эпохи.
Слайд 23
И мужчины и женщины на грудь надевали ускх – подобие
нашего воротника. На выкроенную полукругом ткань нашивали золотые пластины
и драгоценные камни. Тут вам и деталь костюма, и защита от солнца, и ювелирное украшение. Специалисты утверждают, что все основные виды украшений: кольца, серьги, браслеты, диадемы были изобретены именно в Египте. А современные мастера-ювелиры говорят, что до сих пор никто не превзошёл изделия египтян по технике исполнения и художественной выразительности.
Но калазирисы и ускхи были женской одеждой для улицы, что называется, «на выход». Дома же египтянки ходили «окутанными» в браслеты, бусы и многочисленные цепочки на бёдрах.
Понимали египтяне и толк в макияже. И мужчины и женщины традиционно подводили глаза черными стрелками, красили брови и губы.
Не последнюю роль в одежде играл парик. Почему парик? Потому, что он выполнял роль шапки, которую надевают для защиты головы от перегревания. Иногда, чтобы создать дополнительный воздушный слой, надевали несколько париков один на один.
Слайд 27
В области декоративного искусства египтяне достигли не менее
высокого уровня, о чём свидетельствуют многочисленные предметы, которые уцелели
благодаря засушливому климату в гробницах и под толщей песка.
КАМЕНЬ. Египтяне, искони придававшие огромное значение заупокойному культу, заключавшему в себе идею вечности, широко использовали этот природный материал. Наиболее интересно применение камня в двух отраслях прикладного искусства древнего Египта: в архитектурном декоре и в таких изделиях, как палетки для растирания красок и каменные сосуды.
Слайд 28
Палетка – каменная плита для растирания красок
Палетки появились
ещё в додинастический период во времена зарождения египетского искусства
(культура Накады). Они изготовлялись из различных пород камня, но преимущественно из шифера. Формы их были разнообразны; наиболее интересные образцы сделаны в виде животных: слона, гиппопотама, антилопы, рыбы, черепахи.
Палетка в виде слона. Граувакки.
Ок 3650-3300 до н.э.
Была найдена в богатой гробнице близ Иераконополя, Верхний Египет.
Палетка в форме утки изготовлена в пред династический период древнего Египта из глинистого сланца. Музей Лувра.
Слайд 29
Палетка Нармера. Ок. 3000 г. до н.э.
Четыре собаки.
Лувр.
Два быка. (Празднование победы.)
Сохранился фрагмент,
высота: 26,5 см,
ширина: 14,5 см,
материал: граувакка
Париж, музей Лувр
Слайд 30
Каменные сосуды сделаны из базальта, имеют коническую форму
либо
цилиндрическую с конической ножкой.
Каменные сосуды из пирамиды
Джосера.
Сосуды-саркофаги. Крышки этих сосудов были сделаны в виде голов четырех сыновей египетского бога Гора: Имсети (голова человека), Хапи (голова бабуина), Дуамутефа (голова шакала) и Квебехсенуфа (голова сокола).
Слайд 31
СТЕКЛО. Какой бы стране ни принадлежала честь изобретения
стекла, самое древнее известное нам производство существовало в Египте
эпохи фараонов.
Эта эпоха оставила нам многочисленные предметы: чаши, флаконы, бусы, трубки, вазы, сосуды для благовоний, серьги, перстни, игральные пешки, амулеты, материал для инкрустаций и накладок, имитирующий полудрагоценные камни, в частности яшму и лазурит.
Египтяне знали также мозаику из стекла.
Слайд 32
ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО.
Ювелирное дело и изготовление украшений также
принадлежала к числу художественных ремёсел, в которых египтяне достигли
высокого совершенства. Из всех великих культур древности лишь одна долина Нила оставила нам достаточно предметов, чтобы мы могли восстановить историю развития ювелирного дела у египтян на протяжении сорока столетий.
Браслеты из гробницы царя Джера.
Начало 3 тысячелетия до н. э. (1 династия) Золото, полудрагоценные камни, фаянс
Длина 10,2 - 15,6 см
Египетский музей
Слайд 34
Подвеска царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1870 до н. э.
Золото,
сердолик, лазурит, бирюза, гранат
Высота 8,2 см
Музей Метрополитен Нью-Йорк
Слайд 37
Продолжи высказывания:
узнал
запомнил
Я сегодня удивился
повторил
научился
Слайд 38
Продолжи дома
Выполнить египетский костюм с использованием куклы-шаблона. Украсить
одежду оберегами-символами и вырезать.
Выполнить египетское украшение (материал по выбору)
Выполнить
египетский костюм (материал по выбору)