Что такое натюрморт?Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической ипейзажной тематики.
Слайд 2
Что такое натюрморт? Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых
предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической
ипейзажной тематики.
Слайд 3
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи
в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода
часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Слайд 4
Цветочный натюрморт
Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт
в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним
из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
Слайд 5
Учёный натюрморт
Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название
«суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным
видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.
Слайд 6
Нидерландский натюрморт
XVII века
Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное
культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей
европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».
жанр живописи появился в России в начале XVIII века.
Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов. Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
Слайд 8
Русские натюрмористы
Хруцкий Иван Фомич (1810-1885) Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) Петров-Водкин
Кузьма Сергеевич (1878-1939) Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956) Альберти Петр Филиппович (1913-1994) Антипова
Евгения Петровна (1917-2009) Захаров Сергей Ефимович (1900-1993) Копытцева Майя Кузьминична (1924-2005) Котьянц Геворк Вартанович (1906-1996) Крестовский Ярослав Игоревич (1925-2003) Осипов Сергей Иванович (1915-1985) Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978) Румянцева Капитолина Алексеевна (1925-2002) Скуинь Елена Петровна (1909-1986) Тетерин Виктор Кузьмич (1922-1991) Шаманов Борис Иванович (1931-2008)