Слайд 2
ТЕАТР (греч. θεατρον — основное значение — место для зрелищ, затем —
зрелище, отθεαομαι — смотрю, вижу) род искусства, специфическим средством выражения
которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись,
кинематограф, фотографию и т. д.
Слайд 3
Открытие первого публичного театра в Нижнем Новгороде тесно
связано со всем развитием театрального дела в России.
Начало театрального дела в Нижнем Новгороде было положено князем Николаем Григорьевичем Шаховским, который в 1798 году привез из села Юсупова Ардатовского уезда труппу своих крепостных актеров и открыл «публичный» театр с продажей билетов всем желающим.
Увлечение театром у Шаховских носило «фамильный» характер: брат Николая Григорьевича – Борис Григорьевич, который жил в Москве постоянно, также имел крепостной театр.
Слайд 4
Как свидетельствовали современники, Николай Григорьевич был
небольшого роста, худощав, чисто выбрит и напудрен по моде
того времени. Одевался в мундир екатерининского времени, установленный для нижегородских дворян. Его ботфорты блистали, как зеркало.
Шпага, шляпа с плюмажем и замшевые белые перчатки довершали наряд. Движения его были сдержанны до утонченности.
Слайд 5
ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ГОРОДСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОИСХОДИЛИ В ДОМЕ КНЯЗЯ
ОБЫЧНО ПОСЛЕ ОБЕДА В ДНИ БОЛЬШИХ ПРИЕМОВ ГОСТЕЙ. С
1811 ГОДА СПЕКТАКЛИ ШЛИ РЕГУЛЯРНО, ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ, В СПЕЦИАЛЬНО ПОСТРОЕННОМ ЗДАНИИ. ПОНАЧАЛУ ТЕАТР БЫЛ ПОХОЖ НА БОЛЬШОЙ САРАЙ ИЗ ГРУБО ОБТЕСАННЫХ ВЫБЕЛЕННЫХ БРЕВЕН БЕЗ ТЕСОВОЙ ОБШИВКИ.
ПРОДОЛГОВАТЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ ИМЕЛ ДВА ЯРУСА ЛОЖ, ВЕРХНИЕ БЫЛИ ЗАКРЫТЫ РЕШЕТКАМИ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЕЛИ БЫТЬ УЗНАННЫМИ. ПАРТЕР СОСТОЯЛ ИЗ ПЯТИДЕСЯТИ МЯГКИХ КРЕСЕЛ И НЕСКОЛЬКИХ РЯДОВ СТУЛЬЕВ. СТЕНЫ БЫЛИ ОТДЕЛАНЫ ГОЛУБЫМИ С ЗОЛОТОМ ОБОЯМИ, А ЛОЖИ, БАРЬЕРЫ И СТОЛБЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОТОЛОК, ИЗУКРАШЕНЫ РЕЗНЫМИ БАЛЯСИНАМИ. ОРКЕСТР И СЦЕНА ОСВЕЩАЛИСЬ САЛОМ, ГОРЕВШИМ В ПЛОШКАХ, А ОСТАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ БЫЛО ПОГРУЖЕНО В ПОЛУМРАК. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ РАССМОТРЕТЬ ЛИЦА СВОИХ СПУТНИКОВ, ПРИХОДИЛОСЬ ЗАЖИГАТЬ СВЕЧИ.
Слайд 6
Крепостные актеры сыграли первый спектакль по комедии Д.И.
Фонвизина
«Выбор гувернера».
Слайд 7
На спектакли приезжали помещики с семьями, горничными и
лакеями из соседних с городом имений. Нередкими посетителями были
купцы.
Желающим попасть на представление продавали билеты, причем за выручкой следил сам Шаховской. Публика в театре располагалась строго "по ранжиру". Первые ряды в партере занимали подьячие, канцеляристы и другие мелкие чиновники. Кресла предназначались для почетных посетителей, билеты которым Шаховской посылал лично. В ложах располагались целыми семействами помещики. А вот на верхние места, раек, пускались все желающие с улицы, но с одним условием:
чтобы они не были одеты в лохмотья. Сам Николай Григорьевич присутствовал на каждом представлении.
Слайд 8
В 1824 году Николай Григорьевич умер, и театр
перешел к его наследникам. Актеры и актрисы стали вольными,
но очень долго еще ядро труппы состояло из бывших дворовых князя Шаховского.
Со смертью князя дела театра пошли хуже, так как наследники Шаховского не любили сценического дела. В 1827 году два богатых театрала Распутин и Климов купили театр, включая декорации и труппу, за 100 тысяч рублей. Блестящий период в истории театра продолжался до 1838 года, когда началась череда смен хозяев театра. Качество игры упало, убытки от содержания театра росли. В 1853 году театр сгорел.
Слайд 9
1 декабря 1855 года театр открылся вновь на
Благовещенской площади (Минина и Пожарского) в доме, построенном Петром
Егоровичем Бугровым (на месте современного Дома труда). Бугров предполагал использовать здание в качестве доходного дома, но большой любитель театра губернатор князь М. А. Урусов попросил сдать его под театр. Дела театра шли плохо, антрепренёры менялись, аренда платилась неисправно, и сын Бугрова Александр потребовал выселения театра. В 1862 году здание было выкуплено губернским предводителем А. А. Турчаниновым, и после его смерти в 1863 году снова сдано под театр.
Слайд 10
В 1894 году в преддверии Всероссийской промышленно-художественной выставки
городская Дума собиралась отремонтировать здание театра, пострадавшее от нескольких
пожаров. Но гласный Думы Николай Александрович Бугров, не желавший видеть театр в доме, построенном его дедом, по соображениям старообрядческого благочестия, предложил 200 тысяч рублей для постройки нового здания на Большой Покровской. Дума добавила от себя 50 тысяч, испросила субсидию в правительстве, и через два года новый театр был построен.
Слайд 11
Автором проекта был главный архитектор императорских театров академик
В. А. Шретер, а работами руководил молодой нижегородский архитектор
П. П. Малиновский.
Слайд 12
Театр открылся в день коронования их императорских величеств
15 мая 1896 года парадным спектаклем — оперой М.
И. Глинки «Жизнь за царя» с участием молодого Ф. И. Шаляпина.
Слайд 13
Многие лучшие страницы истории Нижегородского театра связаны с деятельностью
выдающегося русского актера, режиссера и антрепренера Николая Ивановича Собольщикова-Самарина,
работавшего на нижегородской сцене в 1892-99 годах.
1 сентября 1896 года драматическая труппа, возглавляемая
Н. И. Собольщиковым-Самариным, открыла новый сезон драмой А. И. Сумбатова-Южина «Листья шелестят».
Слайд 14
Сам Собольщиков-Самарин рассказывал о театре так:
"Я был в
восторге от нового здания. Все в нем радовало меня.
Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, я забуду тернистый путь провинциального актера, что здесь осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в новый театр, меня охватывал какой-то трепет и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно».
Слайд 15
Николай Иванович развивал систему Станиславского и одновременно «левый
театр». Особым успехом пользовались его постановки горьковской драматургии. При
нём определились основные творческие принципы театра, сложился интересный репертуар, сформировалась актёрская труппа в составе которой были замечательные артисты:
А. Н. Самарина, Н. А. Левкоев, Т. П. Рождественская, В. И. Разумов,
М. К. Высоцкий, В. П. Голодкова, П. Д. Муромцев, П. Б. Юдин, Е. Н. Агуров,
М. М Белоусов, В. Ф. Васильев, А. Н. Горянская, А. А. Дубенский,
О. Д. Кашутина, М. А. Прокопович,
В. А. Соколовский, С. В. Юренев и другие.
Слайд 16
С 1928 по 1945 год был поставлен 191
новый спектакль, из них советские пьесы составили 102 спектакля,
русская классика — 62 спектакля, западноевропейская классика — 22 и пьесы современных зарубежных авторов — 5 спектаклей.
В 1942—1956 годах художественное руководство театра возглавлял талантливый актёр и режиссёр Н. А. Покровский. Этот яркий период в жизни творческого коллектива был отмечен, главным образом, глубокими постановками горьковской драматургии. Одним из лучших спектаклей Покровского были «Варвары». С 1946 по 1956 год было дано 95 премьер, из них 51 спектакль — по советским пьесам.
В 1968 году театру присвоено звание «академический» — второму из периферийных театров России.
Нижегородский театр драмы — единственный в стране, на сцене которого начиная с 1901 г поставлены все пьесы М. Горького и отдельные инсценировки его прозы.
Слайд 17
До нас мало дошло сведений о крепостных актерах
первых лет работы театра, но можно отметить, что пользовались
успехом певица Роза (фамилия ее неизвестна) и комик Минай Поляков.
В 20-е годы 19 века из состава труппы выдвинулась замечательной актриса
Анна Агафоновна Вышеславцева. Сначала она играла только в драмах, где лучшей ее ролью считалась роль шиллеровской Луизы («Коварство и любовь»). Позднее талантливая артистка стала появляться и в «высокой» комедии, и в водевилях.
Как писала П.А. Стрепетова об Анне Агафоновне: «…она неуклонно
следовала дорогой великого Щепкина и, несмотря ни на какие протесты товарищей, первая на нижегородской сцене заговорила просто и естественно. Теперь это назвали бы заслугой, тогда это было подвигом».
Нижегородской сцене вспыхнуло яркое дарование Л.П. Никулиной-
Косицкой. Артистка родилась
в с. Ждановке, в 1835 году приехала с семьей в Нижний Новгород.
Пребывание актрисы на нижегородской сцене было весьма кратковременным.
Вскоре она уже дебютировала на сцене Ярославского театра, затем была приглашена в Рыбинск, за которым последовала сцена Московского Малого театра.
Она была первой исполнительницей многих героинь пьес А.Н. Островского, но наивысший успех выпал ей в роли Катерины в «Грозе».
Слайд 19
Также блистал на нижегородской сцене и великолепный актер
М.С. Щепкин.
В августе 1855 года великий артист участвовал в
19 спектаклях на нижегородской сцене. В эти дни театр бывал переполнен.
Слайд 20
Сильно повлияли гастроли знаменитой нижегородки Никулиной-Косицкой на простую
девушку Полю Стрепетову, в будущем тоже знаменитую актрису. Чудо
ее таланта состояло в том, что она одна, без поддержки школы, среди театральной рутины русской провинции, в атмосфере борьбы и недоброжелательности интуитивно находила пути к раскрытию многих, казалось бы, раз и навсегда устоявшихся образов.