С самого детства Рафаэль воспитывался в среде художников. Его первым учителем стал отец –Джованни Санти.Автопортрет ипредполагаемые автопортреты Рафаэля
Слайд 2
С самого детства Рафаэль
воспитывался в среде художников.
Его первым
учителем стал отец – Джованни Санти. Автопортрет
и предполагаемые
автопортреты
Рафаэля
Слайд 3
Огромное
влияние
на будущего
художника
оказала
его учеба
у известного
живописца
Пьетро
Перуджино. П. Перуджино.
Видение
св. Бернарда,
ок. 1493
Слайд 4
Поиски
уравновешенной
композиции
были чуть ли
не главной задачей
в мастерской
Перуджино. П. Перуджино.
Поклонение пастухов,
1506-10
Слайд 5
Для достижения
гармоничности
картины старались
«очистить»
от посторонних
деталей. П. Перуджино.
Мадонна,
ок. 1501
Слайд 6
Сама
композиция
строилась
по простым
геометрическим
схемам. Они
должны
были
помогать
зрителю
понимать
картину. П. Перуджино. Пьета, 1494-95
Слайд 7
Крест воспринимался
как синоним выбора. П. Перуджино.
Распятие с Марией
и евангелистом
Иоанном,
Средняя часть
Голицынского триптиха,
ок. 1482
Слайд 8
Треугольная композиция – устойчивость, уверенность. П. Перуджино. Христос передает
Петру ключи от Царствия небесного,
фреска Сикстинской капеллы, 1480-82
Слайд 9
Круг или овал –
самые гармоничные
композиционные
фигуры,
передающие
ощущение
покоя. П. Перуджино.
Рождество Христово,
конец XV
века
Слайд 10
Очень чутко
в школе Перуджино
относились
к настроению
ландшафта
и архитектурным
деталям. П. Перуджино.
Исцеление девочки
из
цикла
«Чудесные дела
св. Бернарда»,
ок. 1473
Слайд 11
П. Перуджино.
Обручение Марии, ок. 1500-04 Рафаэль Санти.
Обручение Марии, 1504
Слайд 12
Флорентийский
период
в жизни Рафаэля
часто называют
«Периодом мадонн». Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле,
Мадонна
с младенцем, 1504
Слайд 13
Основу живописного
изображения Рафаэля
всегда составляет
рисунок.
У него подмалевок – это
конструктивная
основа
будущего полотна. Рафаэль Санти.
Фрагмент картона
к «Святому семейству
с жемчужиной»,
1519-20
Слайд 14
Первенство рисунка позволяло добиваться
четкости и гармоничности в линиях
картины. Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины с единорогом, 1505-06
Слайд 15
Многие произведения художника остались лишь в набросках. Рафаэль Санти.
Тайная вечеря, этюд, 1504
Слайд 16
Особенно
ревностно
следит
художник
за
равновесием
масс
на картине. Рафаэль Санти.
Сон рыцаря,
1504-05
Слайд 17
Вслед за своими учителями
художник воспринимал тондо
как самый
уравновешенный
и гармоничный формат. Рафаэль Санти.
Святое семейство под пальмой,
1506 Рафаэль Санти.
Мадонна Террануова,
1504-05
Слайд 18
Однако художник
понимает, что
уравновешенная
статичная
композиция
часто мертва,
и ищет средства динамизации
картины. Рафаэль Санти.
Битва св.
Георгия
с драконом,
1505 Динамизация
с помощью
диагонального
движения.
Слайд 19
Иногда художник
динамизирует
композицию
с помощью
света,
предвосхищая
находки
барокко. Рафаэль Санти.
Освобождение Петра,
Станца Элиодоро,
1513-14
Слайд 20
Римский период
творчества Рафаэля
заполнен работой
в Сикстинской
капелле Ватикана. Здесь он расписывает
несколько
Слайд 22
Рафаэль Санти. Станца дель Инчендио ди Борго, 1509-10
Слайд 23
Особенно знаменита его фреска «Афинская школа», где
собраны многие
выдающиеся древнегреческие философы.
Слайд 24
С помощью изображения художник пытается включить
зрителя в пространство
фрески, убирая
передний план и раздвигая пространство вширь и вглубь.
Слайд 25
Точка схода
(спорящие
Платон
и
Аристотель),
наоборот,
движется
на зрителя.
Слайд 26
Уникальны и выразительны
портреты философов на фреске Рафаэля. Сократ Зороастр Пифагор Эпикур
Слайд 27
Некоторые фигуры
философов –
это портреты
современников
Рафаэля. Евклид
(Браманте)
и его
ученики
Слайд 28
Портреты Рафаэля
интересны
столкновением
внутреннего мира
персонажей
с их внешним видом. Рафаэль Санти.
Портрет
кардинала,
1510-11
Слайд 29
Писатель и политический
деятель
Бальдассаде
Кастильоне
дал описание
«универсального
человека»
Возрождения. Рафаэль Санти.
Портрет
Бальдассаре
Кастильоне,
1514-15
Слайд 30
Рафаэль Санти.
Женский портрет
(Донна Велата),
1516
Слайд 31
Даже в карандашных
набросках
передает художник
внутренний мир
человека. Рафаэль Санти.
Портрет мальчика,
1502-03
Слайд 32
Над своим
крупнейшим произведением, «Сикстинской мадонной»,
Рафаэль работал
по заказу монастыря
св. Сикста
в Пьяченце
в 1513-14 годах. Рафаэль Санти.
Этюд к картине
«Сикстинская мадонна»,
1512-13
Слайд 33
Главная идея
произведения –
жертвенное несение
божественного сына
из мира
абсолютного света
в земной
мир. Именно поэтому
Рафаэль
использует здесь
вертикально-глубинную
композицию.
Слайд 34
Как и в «Афинской школе»,
художник снимает
разделение пространства
картины и
пространства
зрителя.
Из мира зрителя
в картину дует ветер,
в сторону земного
мира указывает
св. Сикст.
Слайд 35
Но композиция картины
и замкнута, согласно
всем канонам
Возрождения.
Путти на переднем