Слайд 2
Актуальность:
Изучение темы «Отображение Отечественного характера войны 1812 года
в искусстве обусловлено актуальностью проблемы с точки зрения формирования
патриотизма и гражданственности. Для преодоления кризиса духовности нужно постигать славный и героический исторический опыт нашего народа, ощутить себя причастным к подвигу наших предков, ощутить гордость за свой народ, своё Отечество.
Изучение истории Отечественной войны, познание её через искусство способствует формированию уважения к истории страны, ее культурным историческим памятникам, эмоционально-положительному принятию своей этнической идентичности.
Слайд 3
Цели и задачи:
Изучить Отечественный характер войны 1812 года,
представленный средствами искусства.
Исследовать самые известные и выдающиеся произведения
живописи, литературы, музыки и кинематографии, созданные великими мастерами живописи, литературы, музыки,кинематографии.
Представить обобщённую характеристику отображения Отечественного характера войны через художественные образы.
Слайд 4
Способы исследования
Изучение, анализ и обобщение информации
по заявленной тематике – изучение источников, публикаций, видеосюжетов, работ
искусствоведов, литературных, музыкальных критиков
Осознание безусловной ценности героического прошлого своего народа как первоосновы формирования активной позиции гражданина и патриота России.
Ожидаемый результат
Слайд 5
Концепция Отечественного характера войны 1812 г. в произведениях
искусства
Слайд 6
Характер войны 1812 года для России.
- Война с
наполеоновской Францией приобрела характер Отечественной .
- Отечественная война - это
решающая судьбу страны война по отражению внешней агрессии, в которой наряду с регулярной армией активное участие принимают широкие народные массы.
- Термин « Отечественная война » был введен по «высочайшему указанию» Николая I в 1837 году.
Характер Отечественной войны проявился:
1) В создании народных ополчений
2) В массовом партизанском движении.
3) В сборе населением средств на военные нужды.
4) В массовом добровольчестве: организация ополчений, партизанских отрядов, сбор денежных средств проводились на добровольной основе.
5) В массовом героизме.
6)В участии в защите Отечества представителей всех социальных слоев.
Слайд 7
Художественный образ - единство рационального и эмоционального.
Эмоциональность
- исторически ранняя первооснова художественного образа.
Считается, что искусство
родилось тогда,
когда человек не смог сдержать переполнявших его чувств.
Слайд 8
Отображение Отечественного характера войны 1812 года в живописи
Бородинское сражение («Наполеон на Бородинских высотах», 1897;
«Конец Бородинского сражения», 1899-1900),
Захват Москвы («Перед Москвой – ожидание депутации бояр», 1891-1892), «Пожар в древней столице («Зарево Замоскворечья», 1896-1897; «Сквозь пожар», 1899-1900),
Гибель французской армии в бескрайних снегах во время отступления из России («На большой дороге – отступление, бегство», 1887-1895; «Ночной привал великой армии», 1896-1897)
Верещагин В.В. В 1887 г. художник начал работу над циклом картин «Наполеон I в России. 1812 год».
Слайд 9
«Наполеон у Москвы.
В ожидании депутации бояр»
Напрасно
ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва
моя
К нему с повинной головою».
«Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою».
А. С. Пушкин
«Сквозь пожар»
Слайд 10
В наполеоновской серии Верещагин и баталист, и психолог
По
свидетельствам очевидцев по пути следования армии Наполеона церкви превращались
в конюшни.
Народ, оскорблённый в своих национальных чувствах издевательством над святынями, яростно сопротивлялся.
В Успенском Соборе
Расстрел поджигателей
Слайд 11
Триптих «Старый партизан»-три картины, посвящённые партизанской войне.
«Никто в
Европе, с самого 1812 года, ничего подобного не задумывал
и не исполнял с такою правдою и трагичностью»
В.В. Стасов о картинах Верещагина
Картины о судьбе старосты смоленской деревни Семена Архиповича, возглавившего отряд
партизан, в который вошли крестьяне из его деревни («Не замай! – дай подойти!»).
Взятые ворвавшимися в деревню французскими гусарами с оружием в руках, Семён Архипович
и его товарищи были расстреляны («Взят с оружием в руках»). Старший сын Семёна Архиповича,
гренадёр Иван, воюя в родных краях, нашёл тело отца. Горе и вспыхнувший гнев придали ему огромную
силу в атаке на французов («В штыки! Ура! Ура!»).
Слайд 12
Отечественная Война 1812 года в романе «Война и
мир» Л.Н.Толстого
Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные
события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.
Слайд 13
«Когда я пишу историческое, я люблю быть до
малейших подробностей быть верным действительности»
Толстой Л.Н.
Толстой рисует
события Отечественной войны:
Переход французской армии через р. Неман,
Отступление русских в глубь страны,
Сдачу Смоленска,
Назначение Кутузова главнокомандующим,
Бородинское сражение,
Совет в Филях,
Оставление Москвы,
Тарутинское сражение,
Победоносное завершение войны.
Слайд 14
Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой
эпохи и показал освободительную войну, которую народ вёл против
своих захватчиков. Он отверг все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров
Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого.
Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ «рой».
Партизанское движение.«...Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Образ Кутузова в идейной направленности романа- человек, воплотивший в себя дух народа,руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России.
Слайд 15
А.С.Фигнер и Денис Давыдов-прототипы Денисова
и Долохова-командиров партизанских
отрядов.
«Тихон Щербатый-
самый нужный человек в отряде»
М.И.Кутузов
Пьер Безухов(в роли-С.Бодарчук)
В.Кожина-прототип старостихи
Василисы.
Слайд 16
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!..»
«Всем народом
навалиться хотят, одно слово – Москва».
«Солдатом быть, просто
солдатом!»- такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.
Слайд 17
«В "Войне и мире" я любил мысль народную…»
Толстой Л.Н.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским
великаном,
Померяться главою и – обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал.
М.Ю. Лермонтов
Слайд 18
Музыкальные образы Отечественного характера войны 1812 года.
«В дни
войны с германским фашизмом нам стали особенно близки и
дороги страницы романа Льва Толстого «Война и мир» об Отечественной войне 1812 года и мне захотелось написать оперу на этот сюжет, хотя я сознавал всю трудность задачи».
Прокофьев С.С.
Слайд 19
«Перед Бородинским сражением»
«Пожар Москвы»
Хоры ополченцев и проходящих
полков-
сцены народнопесенного склада, в которых замечательно переданы исторический колорит
эпохи, чувство патриотизма, уверенность в победе
Опера обрамлена хоровыми Прологом и Эпилогом, мелодически связанными с музыкой всего целого
Два народных хора:
Первый — «Сжигайте все запасы, за Великий город русский наш народ идет на смертный бой!» — исполнен героического мужественного порыва, звучит страстнопризывно.
Второй -«В ночку темную и немесячную» — передает могучий дух непокоренного русского народа, поднявшегося на смертный бой с врагом.
Слайд 20
Образ Кутузова в опере
Обобщенный героический образ,
связанный с
образом русского народа.
Арии Кутузова:
«Бесподобный народ».
«Величавая, в
солнечных лучах
матерь русских городов»- вдохновенный гимн
во славу Родины, народа,
мелодия его — широконапевная, неспешная
Опера завершается обращением Кутузова
к народу и величавым, ликующим хором-апофеозом
«За отечество шли мы в смертный бой»
Вокальная партия Кутузова, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен, что подчеркивает их взаимную связь, единство всей народно-патриотической линии оперы.
Слайд 21
Отображение Отечественного характера войны 1812г. в кинематографии.
Цель исследования:
фильм-эпопея С. Бондарчука «Война и мир», снятый по роману
Толстого Л.Н. «Война и мир»
Сергей Бондарчук «…решил уйти
в Толстого абсолютно и всецело.
Он доверился ему, как послушнейший
ученик.
Несколько лет он дышал Толстым,
как святыней, боясь отступить даже
в букве, последней деталью дорожа
как целым монологом или характером…»
Лев Анненский
Такой сложной, масштабной
постановки отечественное кино
ещё не знало.
Слайд 22
«…Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей
стране я хотел бы передать каждым кадром киноэпопеи»
БондарчукС.С.
Слайд 23
«…Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей
стране я хотел бы передать каждым кадром киноэпопеи»
БондарчукС.С.
«Главная тема романа — патриотическая.Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами.»(Бондарчук)
Отношением к войне проверяются нравственные понятия и чувства героев.
Главное внимание Бондарчук уделяет всенародному противостоянию врагу.
Отечественная война 1812 года удесятерила силу единения людей, не ищущих своего благополучия. Фильм особо подчеркивает это в образах Пьера и Кутузова.
Собственную свою задачу Сергей Бондарчук выполнил. Он хотел передать мысль Толстого о том, что в условиях страшной беды народ сохранил свои нравственные силы, сумел сплотиться и потому победил.
Слайд 24
"Победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном
превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана
русскими под Бородином...»
Бородино - образец батальной киноживописи.
Слайд 25
Выводы
Подвиг народа остался в веках.
Во все периоды
истории память народа обращается к нему снова и снова,
черпая истоки нравственности, гражданственности и патриотизма.
Свидетельством этого являются произведения лучших мастеров искусства, показавших Отечественный характер войны 1812г.
Верещагина В.В. средствами живописи создаётся художественный образ подвига, совершенного народом в 1812году.
Роман Толстого Л.Н. настоящая эпопея жизни русского народа в период торжества и падения Наполеона
Единение народное в год сурового испытания показано через музыкальные образы композитором Прокофьевым С.С. в опере «Война и мир».
Режиссёр С.Бондарчук средствами искусства кино в коноэпопее «Война и мир», снятой близко к тексту романа Толстого, масштабно, убедительно, ярко передаёт колорит эпохи начала XIX века с её героическим и возвышенным духом.
Произведения искусства, посвящённые Отечественной войне 1812года, делают по-настоящему понятным её Отечественный характер.