Слайд 2
Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя,
развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых
частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени.
Слайд 3
В Европе и Азии его возникновение восходит к
ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом
и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра.
Слайд 4
Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется
и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство, как уже
говорилось, появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, в ориньяко-солютрейское время, то есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э.
Слайд 7
Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные
рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах
Ла-Ферраси (Франция).
Слайд 8
С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы
скал, гроты и пещеры, люди начали устраивать и долговременные
поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. Так называемый «большой дом» родовой общины из поселения Костенки I, около Воронежа, был значительных размеров (35x16 м) и имел, по-видимому, кровлю из жердей.
Слайд 9
Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений
охотников на мамонта и дикую лошадь, относящихся к ориньяко-солютрейскому
времени, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин.
Слайд 10
Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру;
в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты
женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).
Слайд 11
интересны высеченные на плитах известняка рельефы из стоянки
Лоссель во Франции
Слайд 12
Гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных.
Наиболее древние из этих изображений еще очень схематичны. Таковы,
например, вырезанные из мягкого камня или из слоновой кости небольшие и очень упрощенные статуэтки зверей — мамонта, пещерного медведя, пещерного льва (из стоянки Костенки I)
Слайд 13
а также и выполненные одноцветной контурной линией рисунки
животных на стенах ряда пещер Франции и Испании (Ниндаль,
Ла Мут, Кастильо). Обычно эти контурные изображения нанесены на камень резьбой или прочерчены по сырой глине.
Слайд 14
Охота играла чрезвычайно важную роль в жизни первобытно-родовой
общины,и поэтому изображения зверей занимали столь значительное место в
искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т. п.; реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Чрезвычайно редко изображались растения.
Слайд 17
Наряду с развитием росписей и рисунков на кости
и камне в мадленское время идет дальнейшее развитие скульптуры
из камня, кости и глины, а также, возможно, и из дерева. И в скульптуре, изображая животных, первобытные люди достигли большого мастерства.
Слайд 18
Новый этап развития первобытного искусства, отражающий глубокие изменения
в представлениях человека об окружающей действительности, связан с периодами
мезолита, неолита и энеолита (медный век). От присвоения готовых продуктов природы первобытное общество в это время переходит к более сложным формам труда.
Слайд 20
В это время человек овладевал все более разнообразными
строительными материалами, учился, применяясь к различным условиям, возводить новые
типы жилищ. Совершенствование строительного дела подготовляло сложение архитектуры как искусства.
Слайд 22
Наряду с изображением животных в искусстве этого времени
все более значительную роль начинает играть изображение людей в
сценах охоты или военных столкновений. Деятельность людей, коллектива древних охотников становится теперь центральной темой искусства.
Слайд 24
Очень важным новым явлением в искусстве рассматриваемого периода
было широкое развитие орнамента. В геометрических узорах, покрывающих глиняные
сосуды и другие предметы, рождались и складывались навыки построения ритмической упорядоченной орнаментальной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности - прикладное искусство.
Слайд 26
Особенной выразительностью и жизненной правдивостью отличаются деревянные сосуды
и ложки в виде лебедей, гусей, болотной курочки. В
изгибе шеи, в лаконичной, но удивительно верной передаче головы и клюва, в форме самого сосуда, воспроизводящей тело птицы, резчик-художник сумел с большим изяществом показать характерные особенности каждой из птиц.
Слайд 27
Последний этап истории первобытного общества характеризуется рядом новых
явлений в искусстве. Дальнейшее развитие производства, введение новых форм
хозяйства и новых металлических орудий труда медленно, но глубоко изменяло отношение человека к окружающей его действительности.
Слайд 28
К концу существования первобытного общества появился новый, ранее
невиданный тип архитектурных сооружений — крепости.
Слайд 29
Наряду с оборонительными сооружениями на поздних этапах развития
первобытного общества широкое развитие получили сооружения совсем иного рода,
так называемые мегалитические (то есть выстроенные из громадных камней) постройки — менгиры, дольмены, кромлехи.
Слайд 33
Дальнейшее развитие получили в этот период художественные ремесла.
Слайд 34
В Западной Европе долго задержались поздние формы первобытного
искусства. Таковы, например, памятники так называемого гальштадтского периода (10
- 5 вв. до н.э.): глиняные сосуды, покрытые геометрической орнаментальной росписью, с маленькими схематическими скульптурными фигурами людей, лошадей, птиц; бронзовые сосуды в виде ведер (ситулы), покрытые несколькими поясами очень условно переданных бытовых и военных сцен, как, например, ситула из Вача