Слайд 2
Византия
разработана стройная система построения росписи
выражала основные истины христианского
вероучения, прежде всего христологический догмат
Учительная функция
Человек – соучастник священной
истории
Учение о иконопочитании VII Вселенского собора - образы Христа и святых являют их живое настоящее присутствие
Слайд 3
Иконография
образ должен был являть тождественность с прообразом, узнаваемость.
Иконы стали не просто создавать в соответствии с установленными
правилами, но и снабжать соответствующими надписями
каждый образ должен был занимать приличествующее ему место в соответствии с иерархией: сначала — Христос, затем — Богоматерь, потом ангелы и святые в надлежащем порядке старшинства
Слайд 4
принципы построения программ
— иерархический, со смысловым центром в
куполе;
— евхаристический, с центром в алтарной апсиде;
— литургический, отражающий
в последовательности сюжетов богослужебную и календарную логику;
— исторический, с последовательным расположением ветхо-и новозаветных сюжетов.
Слайд 5
Система росписи храма сложилась в Византии в VIII
веке при патриархе Фотии
во входной зоне присутствуют изображения, ассоциативно
связанные с темой Крещения
в зоне ниши — с евхаристической тематикой, а в верхнем регистре помещений — с райскими аллегориями
стали применять в храмах, начиная с IX в. — чаще всего, спланированных в виде вписанного в квадрат креста с куполом посередине
Слайд 6
Все в четком соответствии с иерархией
В средней части
храма система росписи образует три зоны:
первая — зона
куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конха апсиды;
вторая — зона парусов и верхних частей стен;
третья — зона нижних частей стен.
Слайд 7
Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма располагались вверху
– купол и свод алтаря (конха апсиды), они символизировали
духовное небо.
своды храма и верхние части стен, которые обычно отводились под изображение событий евангельской истории.
Слайд 9
Изображения купола или главного свода:
центральные
периферийные.
Слайд 10
В верхней зоне
изображения наиболее важных лиц (Иисуса
Христа, Богоматери, ангелов)
сцены, в которых небо было либо
местом действия, либо источником или целью изображаемого события.
Например - образ Христа Пантократора, Святого Духа в виде голубя, а также Крест, монограмму Христа, Агнца, Троицы Новозаветной,
Слайд 11
в куполе
Центральный медальон с Христом Пантократором
его можно различить при взгляде с запада на восток.
Под ним - серафимы (силы Божии).
В барабане купола — восемь архангелов, небесных чинов.
Под ними - апостолы, там же ниже — пророки.
Слайд 13
Глава Церкви — Христос
Ему отводится в системе росписей
высшая точка — купол.
Он объединяет Церковь земную и
Небесную.
Слайд 15
В барабане купола
Традиционно - пророки или апостолы.
Одни предвозвестили Христа, другие, став Его учениками, распространили во
все концы вселенной христианское учение.
Архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их небесного служения.
На парусах, поддерживающих купол и барабан, представлены евангелисты, распространившие евангельское учение.
Слайд 17
в алтаре
росписи посвящаются связанным с этим Таинством
сюжетам.
Первый ряд росписи, начиная снизу, представляет отцов литургистов: святителей
Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Великого и с ними других святителей, а также святых диаконов, как участников богослужения.
Выше — сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами — хлебом и вином.
Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, стоящей или сидящей (тип Оранты или Одигитрии).
В боковых апсидах пишут образы родителей Богоматери
Слайд 19
На стенах, отделяющих алтарь от нефа
ветхозаветные прообразы Евхаристии:
жертвоприношение Авеля; Мелхиседек, приносящий хлеб и вино; Авраам, приносящий
в жертву Исаака; гостеприимство Авраама.
На западной стене храма располагаются сцены Страшного суда, видение пророка Иезекииля. Значение изображения Страшного Суда в том, что человек, уходя из храма, должен помнить о смертном часе и о своей ответственности перед Богом.
Слайд 21
Средняя зона храма
посвящается жизни Иисуса Христа.
Классический
цикл состоит из сцен: Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения,
Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Воскресения (Сошествия во ад), Вознесения, Сошествия Святого Духа и Успения Богородицы, а также Распятия.
Слайд 23
К этому ряду иногда прибавляются
Истории страстей Христовых,—
Тайная Вечеря, Омовение ног, Поцелуй Иуды, Снятие с Креста
и Уверение Фомы,
история рождения Христа, — Поклонение волхвов, Бегство в Египет
история Его проповеднической деятельности — цикл чудес и притч.
Слайд 25
на столпах (если они есть)
образы святителей, мучеников, святых,
наиболее чтимых в данном приходе.
В «парусах», изображают четырех
евангелистов — Матфея, Марка, Луку, Иоанна.
По северной и южной стенам сверху вниз рядами следуют изображения апостолов , святителей, преподобных и мучеников.
Слайд 26
Нижний ярус
выстроен из одиночных фигур — это
либо святые отцы, либо святые князья, иноки, столпники, воины.
распределяются с учётом их ранга и функций, размещаясь в соответствии с порядком дней их памяти в литургическом календаре.
Над уровнем пола, в зоне, где стоят молящиеся, на стенах располагаются изображения чередующихся свисающих полотнищ — «полотенец», которые как бы несут священные изображения, расположенные выше.
Слайд 27
Средняя часть храма
горний, Ангельский мир, область Небесного
бытия, область земного бытия.
связана с земной подвигом мучеников,
исповедников, святителей, преподобных.
нижние зоны интерьера представляли собой земной мир, где среди святых пребывал и пришедший в храм человек.
Слайд 28
Живопись притвора
настенные росписи на темы райской жизни
первозданных людей и изгнания их из рая
Пространства между отдельными
живописными композициями заполняются орнаментом – Растительный, геометрический, кресты, звезды)