Слайд 2
Тема урока:
«Пейзаж.
Его виды
и характеры».
«Старые дубы»,
Николай Анохин, 1999 год
«Грачи прилетели»
Алексей Саврасов,
1871 год
Слайд 3
Цель урока:
познакомить учащихся с различными видами и характерами
пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области.
Слайд 4
Задачи урока
Научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
Развивать
у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
Выполнить практическую
работу, создав эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти» ;
Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
Слайд 5
Вопрос
Кто в наше время не знает, что
такое пейзаж?
Пейзаж – это картина, на которой изображены лес,
поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
Слайд 6
Определение пейзажа
В энциклопедии Даля дается следующее
определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало
его внутреннего мира.
Иван Шишкин «Рожь», 1878 г.
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).
Слайд 7
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные
виды пейзажного жанра
Городской пейзаж
Морской пейзаж
Сельский пейзаж
Парковый пейзаж
Архитектурный пейзаж
Индустриальный
пейзаж
2
1
Слайд 8
Сельский пейзаж
В сельском пейзаже художника привлекает
поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей средой.
К этому виду пейзажа прибегали многие художники – Васильев Ф, А., Саврасов А. К., Левитан И. И., Коровин К. А., Шишкин И. И. и др.
«Март», Исаак Левитан, 1895 год
Слайд 9
Городской пейзаж
Городской пейзаж отличается рационально организованной
руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы,
проспекты, площади, набережные.
Городской пейзаж изображали М. Добужинский и А.П. Остроумова - Лебедева
Маликова Дарья «Остановка Ангел»
Волгоградская художница
Слайд 10
Парковый пейзаж
В нем изображают уголки
природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей.
Такие пейзажи создавали С. Щедрин в 18 веке и А. Бенуа в конце 19 века.
Мария Сид «Парковый пейзаж»
Слайд 11
Морской пейзаж
Марина рассказывает о своеобразной красоте
то спокойного , то бурного моря.
В Росси приверженцев этого
пейзажа было очень немного, но самый яркий из них
Н. Айвазовский.
Ирина Мысова «Тихая бухта»
Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море.
Волгоградская художница
Слайд 12
Архитектурный пейзаж
Архитектурный пейзаж близко соприкасается с
городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает
на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
К этому виду пейзажа обращались Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, П.П. Кончаловский и др.
Архитектурный пейзаж – разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде.
Слайд 13
Здесь художник стремится показать роль и значение человека
– создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.
Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.
Начало ему было положено в 20 – годах века картиной Б.Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно- повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени. Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.
Б.Яковлев «Транспорт налаживается».
Индустриальный пейзаж
Слайд 14
Характер пейзажа
Героический пейзаж
Пейзаж настроения
Исторический пейзаж
Эпический пейзаж
Романтический пейзаж
Слайд 15
Героический пейзаж
Так можно назвать пейзаж,
в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне - мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе П. Корина «Александр Невский».
Левая часть триптиха
Центральная часть
Правая часть триптиха
Слайд 16
Героический пейзаж
Картина А. Рылова «В голубом просторе»
написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтический
образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.
А. Рылов
«В голубом просторе»
Слайд 17
Пейзаж настроения
С именем А. Саврасова связывают появление лирического
пейзажа. («Грачи прилетели».)
В. Поленов дал жизнь так называемому лирическому
пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».
Ученик А. Саврасова и В. Поленова, И.Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и лирическую линию. «Он был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».
Слайд 18
Исторический пейзаж
В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение
исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные
памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Н.Рериха и А.Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины.
А. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал
картины быта наших предков. Он писал Москву
XVII века.
Слайд 19
Эпический пейзаж
Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой
значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В
некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал И. Шишкин.
Характерна в этом отношении последняя большая работа Левитана - «Озеро», художник дал ей второе название - «Русь», обозначив таким образом эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.
И.И. Левитан «Озеро»
И. Шишкин «Корабельная роща»
И. Шишкин
«Дорога в лесу»
И. Шишкин «Лес»
Слайд 20
Романтический пейзаж
В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие
с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить
его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа.
Дух романтизма присутствует в картинах Саврасова «Проселок» и «Рожь».
Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Ф. Васильева.
Художником-романтиком называли Айвазовского.
В выдающемся произведении Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака - то клубящиеся, то прямые и
острые, как стрелы.
Слайд 21
Ответь на вопросы
Какие пейзажи по виду изображения вы
можете назвать?
Как отличаются пейзажи по характеру?
Какой пейзаж вам ближе
по духу?
Определите вид и характер пейзажей, нарисованных волгоградскими художниками.
Слайд 22
Практическая работа
Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой
мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я
хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».
Слайд 24
Спасибо за урок!
Урок подготовила учитель рисования МОУ Большесудаченской
средней общеобразовательной школы Руднянского муниципального района Волгоградской области
Черткова
Валентина Ивановна.
Слайд 25
Картины
Ивана Ивановича Шишкина
«Полдень в окрестностях Москвы», 1869
«За
грибами», 1870
Слайд 26
И. И. Шишкин «Корабельная роща»
Слайд 29
Картины Васильева
Фёдора Александровича
«Деревня», 1869
«Деревенская улица», 1868
«Мокрый луг»,
1872
Слайд 30
Картины Саврасова
Алексея Кондратьевича
«Радуга», 1875
«Море грязи», 1894
Слайд 31
Алексей Кондратьевич
Саврасов
«Проселок»
Слайд 32
Алексей Кондратьевич Саврасов «Рожь»
Слайд 33
Картины Коровина
Константина
Алексеевича
«Зима», 1894
«Ранняя весна», 1870
«Двор», 1904
Слайд 34
Картины
Анны Петровны
Остроумовой-Лебедевой
«Фонтан и летний сад в
инее», 1929
«Амстердам», 1913
Слайд 35
Картины
Мстислава Валериановича
Добужинского
Домик в Санкт-Петербурге,
1905
Петербург, 1914
Лондон. Монумент, 1906
Слайд 36
Картины
Семёна Федоровича Щедрина
«Пейзаж с руинами»,
1799
«Колонна
с орлом в Гатчине», 1798
Слайд 37
Картины Бенуа
Александра Николаевича
«Водный партер в Версальском парке»,
1912
«Водный партер в Версале», 1905
«Версаль», 1906
«Венецианский сад», 1910
12
10
Слайд 38
Картины
Ивана Константиновича
Айвазовского
«Восход луны в Феодосии», 1892
«Бурное море ночью», 1853
Слайд 39
Картины волгоградских художников
Злобин Павел. У Волги, 2009 (Паласовка)
Вероника
Суровцева «Цветы в лесу», 1998
Владислав Коваль «Зона»
Слайд 40
Индустриальный пейзаж
Алексей Бриков «Поезд»
«Стройка Куйбышевской ГРЭС»
Слайд 41
Пейзаж настроения
А. Саврасов
«Грачи прилетели», 1872
В. Поленов
«Московский дворик»
Слайд 42
Левитан
Исаак Ильич
«Зимняя деревня»
«Тихая обитель»
«Деревня на излучине реки»
Слайд 44
Рерих
Николай Константинович
«Воскресный монастырь в Угличе»
«Печора. Большая звонница»
Слайд 45
Николай Рерих
«Изборск. Башни»
«Крест в Труворовом городище»
«Дозор»
«Земля славянская»