Слайд 2
Музыкальная жизнь XX столетия – богатейшая панорама самых
разных, порой взаимоисключающих явлений: жанров, стилей, творческих и исполнительских
школ.
Слайд 3
Как мы уже знаем, предчувствие надвигающейся военной катастрофы
и чувство бессилия человека перед ее неизбежностью в начале
XX в. нашло отражение в творчестве композиторов Австрии (сочинения Шёнберга, Берга и др.)
Венская народная опера
Театр в Йозефштадте
Раймунд-театр. Вена
Фолькстеатр. Вена
Слайд 4
Густав Малер (I860-1911)
Австрийский композитор, оперный и симфонический
дирижёр
...То, о чём говорит музыка, — это только человек
во всех его проявлениях, то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий…
Густав Малер
Слайд 5
Основные сочинения:
«Жалобная песнь» (1898)
«Песни странствующего подмастерья» (1885—1886)
«Волшебный рог
мальчика» (1892—1901)
Песни на стихи Рюккерта (1901—1902)
«Песни об умерших детях»
(1901—1904)
«Песнь о земле» (1908—1909)
9 Симфоний(1884—1909)
Симфония № 10 (не окончена)
Слайд 6
Пауль Хиндемит (1895-1963)
Немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр,
педагог и музыкальный теоретик
Удел наш - музыке людских творений
И
музыке миров внимать безмолвно.
Сзывать умы далеких поколений
Для братской трапезы духовной.
Г. Гессе
Слайд 7
Опера-скетч
«Туда и обратно» (1927)
Слайд 8
Опера «Художник Матис» (1934)
Слайд 9
Симфония «Гармония мира» (1951)
Слайд 10
Сочинения:
8 опер;
3 балета;
12 сочинений для оркестра;
11 сочинений для
солирующих инструментов с оркестром;
7 камерных ансамблей;
инструментальные сочинения и др.
Слайд 11
Карл Орф
(1895-1982)
Немецкий композитор-экспрессионист и педагог
«Кем бы
ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом,
ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь».
Карл Орф
Слайд 12
В 1950-1954 гг. Орф издал основанный на фольклоре
сборник «Музыка для детей» («Шульверк»), утвердив этой публикацией основные
положения своей педагогической теории.
Слайд 13
Сценическая кантата «Кармина бурана» (1937), переводится как «Баварские
песни»
Слайд 14
Крупнейшим центром музыкальной культуры Европы XX в. оставалась
Франция. Здесь работали великолепные концертные залы и многочисленные театры,
выступали знаменитости с мировыми именами, проходили фестивали и конкурсы
Опера Гарнье. Париж
Центр Помпиду в Меце
Национальная опера Лотарингии
Национальная рейнская опера
Мецская опера
Опера-комик. Париж
Королевская опера. Версаль
Театр Шатле. Париж
Слайд 15
«Шестерка» – название дружеского объединения французских композиторов, объединившихся
под эгидой Эрика Сати и Жана Кокто.
Слайд 16
Артюр Онеггер (1892-1955)
Швейцарско-французский композитор и музыкальный критик
…Мои
сочинение – это драма, где есть «три действующих лица»:
Горе, Счастье и Человек
Arthur Honegger
Слайд 17
Сочинения:
3 оперы;
11 балетов;
3 оперетты;
6 ораторий и кантат;
3 концерта;
оркестровые
сочинения;
камерные сочинения и др.
Слайд 18
Франсис Пуленк (1899-1963)
Французский композитор, пианист, критик, виднейший
из участников французской «Шестёрки»
…Безо всякого сомнения, для меня и
для многих других композиторов Сати открыл совершенно новый путь… Кроме того, Сати — совершенно особое явление, потому что он оказывал влияние и прямо, и косвенно — я хочу сказать, как своей музыкой, так и своими словами…
Франсис Пуленк
Слайд 20
Подъем профессионального композиторского творчества в Испании начался довольно
поздно, в конце XIX в. Этот период вошел в
историю испанской культуры под названием Ренасимьенто (Возрождение)
Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе
Королевский театр. Мадрид
Театр Сервантеса. Малага
Королевская академия изящных искусств. Сан-Фернандо
Мадридская консерватория
Слайд 21
Мануэль де Фалья (1876-1946)
Крупнейший испанский композитор, пианист,
музыковед
…Музыка не создается и никогда не должна создаваться для
того, чтобы она понималась, а для того, чтобы воспринималась чувством.
Мануэль де Фалья
Слайд 22
Бела Барток
(1881-1945)
Венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист
…Его манера,
его принципы письма до сих пор используются нашими авторами.
Жорж
Орик
Слайд 23
В 1911 г. в столице Венгрии, Будапеште, впервые
было исполнено фортепианное сочинение венгерского композитора Белы Бартока «Варварское
аллегро».
Слайд 24
Основные сочинения:
Концерт для оркестра,
«Музыка для струнных, ударных
и челесты»,
Второй и Третий фортепианные концерты,
фортепианный сборник
«Микрокосм»,
два концерта для скрипки с оркестром,
произведения для театра.
Слайд 25
Бенджамин Бриттен (1913-1976)
Британский композитор, дирижёр и пианист
…Музыка
Бриттена вобрала и сконцентрировала в себе трудноопределимый словами дух национальной английской
культуры. Если воспользоваться словами Асафьева о Глинке, его творчество „дает ощущение образа страны“.
С. Гинзбург
Слайд 28
«Как слушать современную музыку?» – называется одна из
работ крупнейшего теоретика искусства XX в. философа Теодора Адорно.
Слайд 29
«Музыкальный авангард» - это разнообразные музыкальные течения, рожденные
на волне творческого эксперимента
Это движение насчитывает немало крупных
имен:
Пьер Булез
Карлхайнц Истокхаузен
Дьерди Лигети
Луиджи Ноно
Слайд 30
В музыке авангарда сложилось два новых метода сочинения:
алеаторика
(основан на том, что автор позволяет исполнителю свободно менять
местами музыкальные фразы и даже целые разделы произведения);
сонорика (предполагает самые смелые эксперименты в области звуковых красок, сочетание традиционных звуков со звуками немузыкальных предметов).
Слайд 31
Одним из самых удивительных открытий музыкального авангарда второй
половины XX в. является, безусловно, электронная музыка
Слайд 32
Сегодня исследователи-музыковеды выделяют по меньшей мере четыре ветви
электронной музыки:
«Живая электроника»
Компьютерная музыка
«Магнитофонная музыка»
Прикладная электронная музыка
Слайд 33
Оливье Мессиан (1908-1992)
Французский композитор, органист, музыкальный теоретик,
педагог, орнитолог, инициатор создания творческого объединения «Молодая Франция» (1936)
...Таинство,
Лучи
света в ночи,
Отражение радости,
Птицы безмолвия...
О. Мессиан
Слайд 34
Испытания, выпавшие на долю Мессиана, сформировали его религиозные
взгляды и большинство его сочинений навеяно возвышенной христианской символикой:
кантаты «Три маленькие литургии Божественного присутствия»,
фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса Христа»,
оркестровая сюита «Вознесение»,
оратория «Преображение»,
симфоническая сюита «Из ущелий к звездам»,
кантата «Чаю воскресение мертвых» и др.
Слайд 35
В 1955 г. произошло слияние трех направлений легкой
музыки и родился рок-н-ролл, завоевавший в одночасье не только
Америку, но и весь мир. Место «короля рок-н-ролла» на долгие годы занял неповторимый «пожиратель сердец» Элвис Пресли (1935-1977)
Слайд 36
В начале 60-х гг. здесь преобладали молодежные ансамбли,
получившие название бит-групп. В их музыке принципиальное значение придавалось
ритму (биту, удару), функции которого равномерно распределялись между гитарой и ударными инструментами.
Слайд 37
Из Английского Ливерпуля начался путь знаменитой четверки парней,
составивших группу «Битлз».
П. Маккартни, Дж. Леннон, Дж. Харрисон
(электрогитары) и Ринго Старр (ударные) оказались по-настоящему талантливыми музыкантами
Слайд 38
Сочинения «Битлз»:
«Yesterday» (Вчера),
«Strawberry, fields forever» (Земляничные
поляны навсегда),
«Let it be» (Пусть будет так),
«All
you need is love» (Все, что всем нужно, это любовь),
«Hey, Jude» (Эй, Джуд),
«Gerl» (Девушка) и др. стали классикой развлекательной музыки XX в.
Слайд 39
В 1968 г. на Бродвее (Нью-Йорк) была поставлена
первая рок-опера «Волосы», на основе которой в 1979 г.
американский режиссер Миклош Форман снял знаменитый кинофильм.
Слайд 40
Разрушая стереотипы, рок ворвался в оперу с классическим
сюжетом – это сочинение 1971 г. английского композитора Э.
Ллойд-Узбера «Иисус Христос – Суперзвезда» (либретто Т. Раиса), возмутившее верующих христиан