Слайд 3
Согласно церковной истории первая преграда
появилась в IV веке. Св. Василии Великий, немало потрудившийся
над составлением чина литургии, по словам его жизнеописателя, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству - превращению хлеба и вина в тело и кровь Христовы, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался недвижим. Василий взглянул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель и распорядился установить преграду между алтарем и средней частью.
Слайд 4
Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для
икон».
В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма
отделялся декоративными колоннами.
Слайд 5
Иконостас символизирует образ Небесной Церкви во главе с
Иисусом Христом.
Иконостас
обращён иконами к средней части храма, где стоят молящиеся.
Таким образом, во время Богослужений верующие как бы стоят лицом к лицу с небожителями, таинственно присутствующими в образах иконостаса.
Слайд 6
Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.
1
2
3
4
Слайд 7
Иконостас достаточно легко научиться понимать, если знать, по
какому принципу располагаются в иконостасе иконы.
Голгофа
Царские врата
2 ряд –
Деисусный чин
1 ряд – Местные иконы
3 ряд – Двунадесятые праздники
4 ряд - Пророки
5 ряд - Праотцы
Слайд 8
Богоматерь
«Спаситель»
Двери в дьяконник
Местночтимая икона
Храмовая икона
Двери в жертвенник
«Тайная вечеря»
Благовещение
Евангелисты
Слайд 9
Первый ряд – это иконы, называемые «местные».
Прежде
всего, это главные иконы иконостаса: иконы Спасителя и Божией
Матери. Они всегда располагаются по бокам царских врат.
Далее, к ряду местных икон относится икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм. Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм)…
Далее, это иконы Архангелов на боковых дверях иконостаса (из этих дверей выходят священнослужители во время службы).
К местным иконам также относятся иконы почитаемых святых
Слайд 10
1
«Местные» иконы
Царские врата
Иконы Архангелов или святых
диаконов на
боковых дверях
иконостаса
Икона Божией Матери
Икона Святой Троицы
Икона Спасителя
Иконы почитаемых
Святых
Иконы почитаемых
Святых
1
Слайд 11
На фотографии – Свято-Троицкий собор Макарьевского монастыря Нижегородской
епархии. Обратите внимание на «местный» ряд икон.
Справа: икона
Спасителя (1), икона Архангела на двери (2) и икона Святой
Троицы (3). Последняя здесь помещена потому, что собор построен в честь Троицы.
1
3
2
Слайд 12
Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые,
предстоящие Христу в благоговейном поклонении.
Иконостас Казанского собора на Красной
площади в Москве
Деисусный чин
2
Слайд 13
Второй ряд иконостаса: Деисусный чин - вожди, первосвященники,
судьи, цари, пророки; центральные фигуры — Давид, Соломон, Даниил.
Спас
в силах
Богоматерь
Иоанн Предтеча
Архангел Гавриил
Архангел Михаил
Слайд 14
Третий ряд иконостаса: праздничный, появляется с XIV в.
( в XVII-XVIII вв. он помещался под деисисом. В
этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).
Слайд 15
Третий ряд: Двунадесятые праздники, то есть 12 самых
главных праздников Православной Церкви. Эти иконы часто делаются небольшого
размера ( в данном храме праздники являются 2 рядом) .
Второй и третий ряды могут меняться порядком.
Двунадесятые праздники
3 ряд
Деисусный чин
2 ряд
Слайд 16
Казанский собор на Красной площади в Москве
А на
этой фотографии вторым рядом, как и положено, сделан Деисусный
чин.
Деисусный чин
Двунадесятые
праздники
Слайд 17
Четвертый ряд: пророки. Моление церкви за весь мир.
Пятый
ряд: праотцы, среди которых, конечно, самые древние - Адам
и Ева.
Пророки
Праотцы
После этого традиционный русский иконостас имеет завершение в виде иконы Распятия. Вместо иконы может помещаться Крест, тоже указывающий на Искупительную Смерть Спасителя.
4
5
«Спаситель во славе»
Или на троне
Голгофа
Слайд 18
В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой
и седьмой ряд икон:
Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12
апостолов.
Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.
Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.
Слайд 20
Но храм может иметь иконостас и с меньшим
количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и
Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.
На фотографии – иконостас Воскресенского собора Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга.
Мы видим, что, кроме «местных» икон первого ряда, здесь есть второй ряд – Деисусный чин. Больше икон нет. Венчает иконостас крест (как и положено), но на фотографии он не виден.
Слайд 21
На фотографии – лаконичный иконостас храма святого Великомученика
Пантелеимона при Обществе православных врачей Санкт-Петербурга.
Слайд 22
На фотографии – иконостас Собора в честь Владимирской
иконы Божией Матери, иконостас в стиле барокко.
Слайд 23
Иконостас уже не в стиле барокко, а в
стиле псевдоклассицизма (Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербурга), первая половина 19-го
века.
Слайд 24
Резной иконостас небольшой деревянной церкви в Санкт-Петербурге.
Мы
видим, что здесь соблюден минимум: «местные» иконы и минимальный
Деисусный чин.
Слайд 25
Апофеоз пышности в стиле барокко. Церковь Собора Пресвятой
Богородицы (Строгановская) в Нижнем Новгороде.
От богатства отделки этой церкви
перехватывает дух. Хотя мы понимаем, что многое из убранства не соответствует традициям и духу Православной Церкви.
Слайд 26
Вот как выглядит «местная» икона Божией Матери в
иконостасе Никольского собора Санкт-Петербурга
Слайд 27
А это – царские врата иконостаса Никольского собора.
Изумительная работа, но акцент сделан явно не на иконах.
Слайд 28
Мы в украинском храме 18-го века. Церковь эта
действует и поныне.
В общем, иконостас сделан в традиционном
стиле, лишь иконы написаны в характерной украинской манере.
Слайд 29
Тоже старинная украинская церквушка и иконостас, созданный не
позже 18-го века.