Слайд 2
Содержание
1) Хохлома
2) История
3) Центры
4) Технология
1. На изготовку
«бельё»
2. На роспись «белья»
3. Сушка
Слайд 3
Хохлома
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в
XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную
роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 4
ИСТОРИЯ
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке
на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые
Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Слайд 5
В настоящее время у хохломской росписи два центра
— город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и
«Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).
Слайд 6
Технология хохломской росписи делится на 3 этапа:
1) На
изготовку «бельё» (неокрашенные изделия)
2) На роспись «белья»
3) Высушка
Слайд 7
ИЗГОТОВЛЕНИЕ «БЕЛЬЯ»
Как создаются изделия с
хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые
бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
Слайд 8
После сушки «бельё» грунтуют
жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера.
После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа». Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.
Слайд 9
Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а
сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается
контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
«травка» — узор из крупных и мелких травинок;
«кудрин» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;