Слайд 2
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и
эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIX вв.
В основе
классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Слайд 4
Пуссен (Poussin) Никола (1594-1665), французский живописец и рисовальщик.
Учился у К. Варена и других французских художников; с
1624 жил в Риме (в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой.
С 1620-х годов Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи.
Слайд 5
Николо Пуссен "Похищение сабинянок" (фрагм)
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Николо
Пуссен "Триумф Нептуна»
1634, Музей искусств, Филадельфия
Слайд 6
Николо Пуссен «Танкред и Эрминия»
1630-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Николо
Пуссен "Пастухи в Аркадии»
1638-1640
Слайд 7
Николо Пуссен «Марс и Венера»
1627-1629
Слайд 8
Давид (David) Жак Луи
(1748–1825), французский живописец. Учился
в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца
Ж.М.Вьена (1766–1774), в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII века культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели.
Слайд 9
Давид (David) Жак Луи «Клятва Горациев»
1784, Лувр,
Париж
Слайд 10
Давид (David) Жак Луи "Портрет Лавуазье и его
жены"
1788
Давид (David) Жак Луи
«Портрет Наполеона I»
1817
Слайд 11
Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живописец
и рисовальщик. С 1796 учился у Ж.Л.Давида в Париже.
в 1806-1824 работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в 1834-1841 был директором Французской академии в Риме.
Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях он отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе средневековья.
Слайд 12
Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик
«Портрет мадам
Ривьер» 1805
Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик
«Портрет мадам Сенонн»
1814
Слайд 13
Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик
«Портрет Бонапарта» 1804
Слайд 14
Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio)
(1697-1768)
Итальянский живописец
эпохи классицизма и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal).
Родился 28 октября 1697 года. Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755). Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни.
Слайд 15
Каналетто Джованни Антонио
Большой канал и Собор Санта
Мария делла Салюте,
1730
Каналетто Джованни Антонио Лондон. Мост Вестминстер
1746
Слайд 16
Каналетто Джованни Антонио
Площадь в Пирне
1754
Слайд 18
В середине 18 века стиль рококо подвергался критике
за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных
элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре.
Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений.
Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды па греческую архитектуру.
Новый стиль - классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации в разных культурно-исторических условиях.
Слайд 19
Антонио Канова.
Амур и Психея
(1787—1793, Париж, Лувр)
Толчком
к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили
сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы.
В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.
Бертель Торвальдсен.
«Ганимед, кормящий Зевесова орла»
(1817).
Слайд 20
Франция. В Париже, Бордо, Безансоне строились театры, рассчитанные
на широкий круг зрителей, появлялись деловые торговые здания, биржи
и др. Крупнейшая постройка этого времени — Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713—1780). Задуманный как церковь св. Женевьевы, считавшейся покровительницей Парижа, он представляет сооружение большого общественного звучания и в 1791 г. превращен в Пантеон — некрополь великим людям Франции. Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом с фонарем на барабане, окруженном колоннами.
Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. Его композиция построена на четком разграничении частей, на постепенном облегчении масс от тяжелого портика к легкому, яйцевидному куполу, что порождает впечатление спокойного величия. Суфло ввел в интерьер с четкими горизонтальными и вертикальными линиями и правильными объемами коринфские колонны, поддерживающие систему арок и сводов, на которые опираются и купола. Эти колонны вместе с тем создают эффектную перспективу интерьера, парадно и утонченно декорированного классической орнаментикой и рельефом. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности.
Слайд 21
Пантеон Ж.Ж.Суффло, с 1755 Франция, Париж
Слайд 22
Англия. В 18 веке большого расцвета достигла архитектура
Англии, где к этому времени была создана сильная национальная
школа. Ведущим английским архитектором этого времени был Кристофер Рен.
Он прекрасно усвоил уроки и итальянского Возрождения, и барокко, и французского классицизма. Его план перестройки Сити - деловой части Лондона, после пожара 1666 года, знаменитый собор Святого Павла, построенный в 1675-1710 годах с куполом, парящим над городом, и другие его сооружения стали прекрасными образцами решения практических, функциональных и эстетических задач.
Собор святого Павла. Когда архитектор Кристофер Рен делал свои первые наброски к проекту собора, ему было немногим более 30 лет. Когда же в 1711 году парламент объявил строительство законченным, архитектору шел уже восьмидесятый год. Собор св.Павла расположен почти в самом центре Сити, в одном из древнейших районов Лондона.
Слайд 23
Собор св. Павла К.Рен,
1675-1717 Англия, Лондон
Собор св.
Павла К.Рен,
1675-1717 Англия, Лондон
Слайд 24
Собор св. Павла К.Рен,
1675-1717 Англия, Лондон
Слайд 26
Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период
в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820
годами.
Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством ГайднаПонятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, МоцартаПонятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось в внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства
Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классических состав частей сонаты и симфонии.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
НА ЖИВОПИСНЫХ ПОЛОТНАХ
Слайд 27
К этому времени относятся становление и утверждение национальной
школы - в Австрии. Новая школа получила название "венской
классической". Величайшими представителями этой школы стали Гайдн, Моцарт и Бетховен. Их творчество явилось высшей стадией развития классицизма. Главным их завоеванием стали также жанры, как сонаты и симфонии.
Любой грамотный человек должен понимать различие между двумя понятиями: классика и классицизм. Под классикой мы подразумеваем образцовые, совершённые произведения искусства. Музыкальной классикой являются сочинения великих композиторов.
Слайд 28
Йозеф Гайдн прожил долгую жизнь, за которую написал
огромное количество произведений: более 100 симфоний, свыше 80 квартетов,
52 сонаты для клавира, почти три десятка опер, оратории и много других произведений. Именно его называют "отцом" симфонии и квартета.
Слайд 29
Вольфганг Амадей Моцарт - австрийский композитор. Обладал
феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз ,
скрипач, органист, дирижер, блестяще импровизировал.