Слайд 3
Вводная часть
В IX веке в Восточной Европе сложилось
мощное государство, объединившее восточных славян и их ближайших соседей
- Киевская Русь.
Принятие одной из мировых религий в 988 г.стало тогда исторической необходимостью, в определенной степени, уровнявшей Русь с остальными европейскими державами.
Принятие рассматривалось как важнейший поворотный пункт в русской истории.
В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь – символ Христианской веры.
Слайд 4
Раскрыть особенности становления художественной культуры Киевской Руси под
сильным влиянием Византии, на примерах древнерусских памятниках -
Десятинной церкви, соборе Святой Софии в Киеве и соборе Святой Софии в Великом Новгороде
Цель урока:
Слайд 5
Задачи урока:
обозначить важнейшие черты древнерусского искусства;
показать теснейшую связь
с языческой культурой и традициями византийской культуры;
выявить основные
черты древнерусского зодчества;
формировать умение учащихся ярко и образно воспринимать и оценивать произведения искусства
отбирать интересный материал из разных источников.
Слайд 6
Первая каменная постройка Руси Десятинная церковь . Реконструкция
В
Киеве при Владимире Святославиче 990г. На десятую часть своих
доходов — десятину.
Слайд 7
Византийский крестово-купольный храм
Слайд 8
Современники называли храм «мраморным».
Крестово-Купольный храм
центральный барабан поддерживают
четыре колонны, расчленяющие внутреннее пространство храма
Строилась русскими и гречес-кими
зодчими 6 лет в качестве
кафедрального собора .
Десятинную церковь украшали
иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня.
В украшении интерьера обильно использовался мрамор.
Слайд 9
Древнерусская живопись носила Религиозный характер и развивалась под
влиянием Византии
Канон – правило изображения и размещения святых образов
в интерьере храмов.
Фреска – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.
Мозаика – изображение или орнамент из отдельных , плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, эмалей и т.д.
Слайд 10
Современный вид
Десятинной церкви
В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную
церковь — последний оплот киевлян.
Слайд 11
Софи́йский собо́р в Киеве
Строился константинопольски-ми зодчими в первой
половине XI века в центре Киева, князем Ярославом Мудрым
на месте победы в 1036 году над печенегами
Слайд 12
Первоначальный облик собора
СВЯТОЙ СОФИИ в КИЕВЕ
(Макет-реконструкция
)
.
Собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13
главами, имел пирамидальную композицию..
Слайд 13
Открытая смешанная кладка
Собор сложен в византийской технике смешанной
кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы
(широких, тонких
кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой.
Слайд 14
Интерьер Софийского собора в Киеве
Интерьер собора сохранил крупнейший
в мире ансамбль подлинных мозаик
(260 кв.м) и
фресок (3000 кв.м) первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами.
Слайд 16
Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора, XI века
Слайд 17
Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век
Палитра мозаик насчитывает
177 оттенков.
В древности мозаикой были выделены центральные купол
и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска.
Слайд 18
Современный вид собора
В 1240 году Софийский собор был разграблен
воинами Батыя.
При митрополите
Кирилле II (1242—1280) собор отремонтирован и
упорядочен.
В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик.
Слайд 19
«Где Святая София, там и Новгород»
Выстроенный князем Владимиром,
сыном Ярослава Мудрого (1020-1052) в 1045—1050 годах, мастерами из
Киева и Византии
Один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России.
Слайд 20
Новгородский Софийский собор
Софийский собор
— пятинефный трехапсидный десятистолпный храм.
С трех
сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа.
Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Слайд 21
Строительство было масштабным — на работы затрачено, согласно
сохранившимся летописным документам, примерно 10000 кубометров кирпича и камней.
Слайд 22
ИНТЕРЬЕР Новгородской Софии
Внутренние стороны стен также были обнажены,
в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и
покрыты фресками.
Слайд 23
Главная икона Софийского собора «Знамение Божьей Матери»
Росписи были
сделаны в 1109 году, а иконы собирались в разное
время.
По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.
Слайд 24
три иконы праздничного ряда: Великий Антоний, Освященный Савва
и Великий Евфимий
Слайд 25
Ответь на вопросы:
1. Первый православный храм на Руси
был построен:
а)в Москве
б) в Киеве
в) в
Нижнем Новгороде
2. К какому веку относится древнейший храм построенный в Киевской Руси, дошедший до наших дней:
а) XI,
б) IX,
в) XII
3. Какой храм считается древнейшим на территории России:
а) Десятинная церковь
б) Собор Святой Софии в Киеве
в) Собор Святой Софии в Нижнем Новгороде
4. В какой технике выполнена икона Богоматерь Оранта:
а) мозаика
б)фреска
в)роспись
5) О ком напоминает в Византийской архитектуре Центральный купол храма:
а) о Христе
б) о апостоле
в) о вселенной
Слайд 26
Проверь себя:
1. б
2. а
3. в
4. а
5. а