Слайд 2
С развитием торговли в XI-XII веках все большую
роль начинают играть города
Они защищались рвом и мощными крепостными
стенами (часто в несколько рядов) с высокими дозорными башнями
Стены эти сдерживали разрастание города вширь, и ему поневоле приходилось расти вверх, увеличивая этажи строений
Каркассон
Общий вид Аэрофотосъемка
Городские стены и башни
13 и 14 вв.
Слайд 3
План крепости
Каркассон ,
Франция
Слайд 4
Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища
феодала - замка, обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном
для противника месте
Уже к Х в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни - донжона, окруженного валами и рвом
Слайд 5
С конца XI в. для жилища феодала
начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного
сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен
Глубоко функциональная архитектура замков отличалась суровой простотой
Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты
Слайд 6
Испания
Замок Ла Кока
12-15 вв. Фрагмент стены
С
XI в. территория замка
окружалась
каменной крепостной
стеной с
башнями
В систему оборонительных
сооружений замка
часто входили рвы,
ворота с
надвратной башней
и другие виды укреплений
Слайд 7
Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье
владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и
охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных
Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница
Слайд 8
Однако жить все время в башне было неудобно,
и в XII веке все чаще рядом с донжоном
строится отдельный дом феодала
Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных построек во дворе
Особенно пышными дома феодалов получались у членов королевского дома
Это были целые дворцы
Слайд 9
Романский стиль
В романский период каменные арки и своды
получили столь широкое применение, что саму романскую культуру часто
называют "культурой полукруглой арки"
Слайд 10
Более всего мировоззрение этого периода Средневековья отразилось в
конструкции романского собора
Композицию в Средневековье понимали буквально, как складывание,
составление нового из готовых форм
Это проявилось во всех искусствах, но более всего в архитектуре
И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов как из кубиков
Слайд 11
Церковь Троицы
в Кане
Западный фасад
Церковь
Сан Катальдо
в Палермо
Вид с северо-востока
Начата в 1161 г.
Слайд 12
В романскую эпоху сложились основные конструктивные особенности собора,
доведенные в следующих веках до совершенства в готике
Основой храма
служила форма римской базилики - царского служебного помещения, где в римское время хранились архивы и происходили судебные заседания
После признания христианства в качестве государственной религии Римской империи христианским общинам были отданы многие базилики для богослужения
Слайд 13
Длинные зальные помещения были разделены внутри колоннами на
три продольных коридора
Позже их назовут «кораблями» или «нефами»
В самом
конце центрального коридора, где раньше хранились архивы, теперь устроили алтарь
А перед входом - небольшой дворик и фонтан для омовения перед молитвой
Своеобразно решалась проблема освещения базилики
Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых коридоров
Слайд 14
Церковь Троицы в Кане
1059-1066 гг.
Перестроена в 1120-1140 гг.
Внутренний вид Стена среднего нефа
Слайд 15
Собор в Ангулеме
План
Форма латинского креста
Со временем,
когда количество
молящихся увеличилось,
пришлось пристраивать
поперечный коридор
(трансепт
–
"пересекающий")
Таким образом, в плане
все здание получило
форму
католического
четырехконечного креста
Слайд 16
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился
на три части:
притвор (в Западной Европе его называют
"нартекс"),
корабли или нефы
алтарь
При этом части символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам или телу, душе и духу
Слайд 17
Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была
посвящена Христу
Западная - ад - была посвящена сценам Страшного
Суда
Северная олицетворяла смерь, мрак и зло
Южная часть посвящалась Новому Завету
В то же время сам Христос говорил, что он есть «путь, истина и жизнь», и потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю
Слайд 18
Внутреннее пространство романского храма - это пещера, в
которой погребли распятого Христа и из которой он воскрес
Потому
это пространство еще сумрачно и приземисто
За счет узких окон-бойниц в нем господствует резкий контраст яркого света и глубокой тени
Еще в старых римских катакомбах, где устраивали свои храмы скрывавшиеся от преследований римских властей первые христиане, свет лился сверху через круглые отверстия в потолке
Так и в романском соборе, свет в храм устремлялся сверху и ярко освещал только определенные части интерьера
Слайд 19
Англия
Собор в Дерхеме
1096-1133 гг.
Общий вид
с юго-запада
Собор в Дерхеме Внутренний вид
Слайд 20
В романскую эпоху четко разделялось три понятия времени
(три его уровня)
Земное время мыслилось как историческое, линейное
Здесь будущее
однозначно переходило в настоящее и прошедшее
Этому пониманию времени соответствовали многие повествовательные мотивы в скульптурах и росписях соборов, составляя длинные горизонтальные ленты на темы библейских и евангельских сцен
Слайд 21
Адам и Ева Капитель из монастырской церкви Сен
Пьер в Клюни 1109- 1113 гг. Клюни, Музей.
Эпизоды из
Апокалипсиса
Фрески церкви Сен Савен сюр Гартан
Начало 12 в.
Слайд 22
Время космоса, его развертывания
осмысливалось как циклическое, все время повторяющееся во временах года,
движении солнца и звезд
Этот уровень времени пытались передать в многочисленных круглых розетках с изображениями на темы времен года, знаков зодиака, сельскохозяйственных работ
Слайд 23
Аллегорические изображения месяцев
Рельефы собора Парижской Богоматери 1210-1225 гг.
Слайд 24
Испания
Собор в Сант Яго де Компостела
Третьим уровнем
восприятия времени считалась вечность, где все всегда присутствует
Этот уровень
яснее всего отражен в самой структуре храма, в его форме креста,
а также в устремленности вверх
Слайд 25
Самыми важными точками на символическом пути верующего в
храме становились начало пути (портал) и цель этого пути
(престол)
Форма средневекового портала уже сама по себе символична
Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, символизировал землю, перекрытую небом
Недаром латинское слово "arcus" переводится как «арка, дуга, лук, свод, изгиб, радуга»
Особенно по душе было средневековым авторам значение арки как радуги
Ведь по средневековым понятиям радуга - мост между землей и небом
Слайд 26
Церковь Сен Пьер в Муассаке
Главный портал
1-я
половина 12 в.
Слайд 27
Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из
мирской жизни в священную
Символизировал он и Христа, ведь сам
Христос говорил: «Я семь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет»
Имел символическое значение и размер двери
Их устраивали суживающимися за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их"
Слайд 28
Собор в Шартре Порталы западного фасада
(так называемый
Королевский портал)
Около 1135-1155 гг.
Жертвоприношение Авраама
Скульптурная группа собора в
Шартре
Портал северного фасада трансепта
Слайд 29
Весь портал (вместе с тимпаном) при этом старались
выстроить так, чтобы он вписывался в круг
Особенно ярко в
романских (а позднее и в готических) соборах проявилась символика портала как врат для перехода в «мир иной»
Эта символика рождала и темы украшений портала
Чаще всего на тимпане изображался Страшный суд
Страшный суд
Тимпан собора в Отене
1130-1140 гг.
Центральная фигура Христа как бы рассекала тимпан на две части, простирая руки над праведниками и грешниками
Слайд 30
Видение Апокалипсиса
Тимпан главного портала церкви Сен Пьер в
Муассаке
1-я половина 12 в.
Пророк Исайя
Статуя портала
церкви в
Суйяке
Середина 12 в.
Слайд 31
Роза (круглое окно) на фасаде над порталом
появилось уже в романское время и часто символизировало солнце,
Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она - "роза без шипов"
Собор Нотр-Дам в Лане
Проект 1160 г.,
завершено в 13 в.
Западный фасад
Слайд 32
Романский храм сильно различался внутри и снаружи
Если наружный
вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он
должен был напоминать о царстве Божьем
Росписями покрывались практически все стены
Расписывались даже скульптуры
Стволы колонн, и те были раскрашены
На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн)
Слайд 33
Тайная вечеря Скульптурная капитель церкви Сен Поль в
Иссуаре
Франция Середина 12в.
Слайд 34
Своеобразным и типичным украшением храма становятся скульптуры
Особенность романской
скульптуры - она составляет одно целое со стеной, как
бы извлекается из нее
Слайд 35
Большое место в романском (а потом и в
готическом) соборе занимают статуи реальных исторических лиц
Это либо
донаторы (дарители, содержатели храма), либо короли и князья, захороненные в соборе
Испания
Собор Сант
Яго де Компостела
Скульптура
Портика
славы
1183 г.
Св. Теодор в образе рыцаря
Статуя собора в Шартре
Портал южного фасада трансепта
Фрагмент. 1235-1240 гг.
Слайд 36
Если в храме устраивалось три портала (тогда они
символизировали новозаветную Троицу), то центральный, "княжеский" портал украшался скульптурой
богаче боковых
Фигуры располагали здесь часто не только в поле тимпана, но и среди колонн, поддерживающих многочисленные портальные арки
Вообще, статуя-колонна типична для средневековья
Она отражает понимание святых и отцов церкви как "столпов церкви"
Слайд 37
Церковь аббатства Сен Жиль 1160- 1170 гг.
Западный
фасад
Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье
к. 12 в.
Западный
фасад