Слайд 2
Становление русского театра
С середины 18 начинается создание первого
русского профессионального театра, возникновение классицистической трагедии на русской
сцене.
Завершается период становлением современной драматургии реализма.
Слайд 3
Александр Петрович Сумароков
Основоположник русской классической драматургии, один из
организаторов и первый директор русского профессионального публичного театра, созданного
в 1756 году.
Первая его трагедия «Хорев»,написанная на сюжет из истории Киевской Руси. Тема трагедии – долг перед Отечеством.
Выбор сюжета, тема, звучные стихи определили огромный успех пьесы.
Слайд 4
Театр Сумарокова
Наиболее известны его трагедии «Синав и Трувор»,
«Дмитрий – Самозванец». Помимо 9 трагедий, драматургом написаны 12
комедий, два оперных либретто, либретто балета
Следуя принципам классицизма, строго соблюдал единство времени, места и действия. Для его пьес характерно разрешение конфликтов в прямых столкновениях различных точек зрения.
Выходец из знатной, но обедневшей дворянской семьи, выражал идеологию просвещенного дворянства и был сторонником просвещенного абсолютизма: дворянин должен быть образцовым гражданином, а царь как первый дворянин – образцом для всего дворянства.
Пьесы Сумарокова определили становление русского профессионального театра.
Слайд 5
Яков Борисович Княжнин
Представитель русского классицизма. Первая его трагедия
«Дидона» (1769) основана на классической теме борьбы долга и
чувства.
В трагедии «Владимир и Ярополк» показывает деспотизм как неизбежное следствие самодержавной власти.
Создал ряд комических опер и трагедий, сатирическая направленность которых отражала передовые тенденции его времени.
Таковы оперы «Несчастье от кареты», «Сбитенщик», «Скупой», «Притворная сумашедшая», «Траур, или Неутешная вдова» и др.
Слайд 6
Денис Иванович Фонвизин
Первый драматургический опыт- перевод трагедии Вольтера
«Альзира, или Американцы».
Комедией «Бригадир», написанной в конце 60-х
годов, сделал шаг вперед в развитии русского театра
Обличает дикость нравов, тупоумие, жестокость провинциальных помещиков.
В 1781 году создал свое лучшее произведение «Недоросль», вошедшее в сокровищницу русской драматургии.
Соблюдая формальные правила классицизма, сделал первый шаг в создании русской реалистической драмы.
Слайд 7
Владислав Александрович Озеров
Определил новый этап в истории русского
театра. Его герои лишены схематизма, поступки и речи
их более просты и естественны.
Проявляя характерный для сентиментализма интерес к внутреннему миру героя, по-новому трактовал персонажи, приближаясь к романтизму.
Самые известные трагедии «Фингал», «Дмитрий Донской», «Поликсена»
Слайд 8
Александр Сергеевич Грибоедов
Один из основоположников реализма в русской
драматургии.
В содружестве с другими авторами написал комедии «Молодые супруги»,
«Притворная неверность», «Своя семья, или Замужняя невеста», «Студент», «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», оставил наброски трагедий «Грузинская ночь», «Радамист и Зенобия», «1812год».
Вершиной творчества стала гениальная комедия «Горе от ума», в которой дана «резкая картина нравов». В.Г.Белинский писал, что «Евгений Онегин» Пушкина и «Горе от ума» Грибоедова были школой, из которой вышли Лермонтов и Гоголь.
Слайд 9
Александр Сергеевич Пушкин
Значение гениального поэта для развития русской
драматургии столь же велико, как и для литературы.
Отверг все
догмы и каноны классицизма, создав первую русскую национальную трагедию «Борис Годунов», в которой дал верное изображение эпохи, мощные и яркие характеры, показал нерасторжимую связь «судьбы человеческой и судьбы народной».
В своих «Маленьких трагедиях» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») Пушкин исследует человеческие страсти.Раскрывая тему скупости, зависти, любви стремится к тому, чтобы «драма стала заведовать страстями и душою человеческой».
Пушкиным написаны критические статьи о театре: «Мои замечания об русском театре», «Письмо к издателю «Московского вестника», варианты предисловия к «Борису Годунову».
Слайд 10
Николай Васильевич Гоголь
Первый драматургический опыт – комедия «Владимир
3-й степени», не законченная писателем.
После незаконченной драмы «Альфред» пишет
«Женитьбу» (1835 год)
«Ревизор» (1835 год) – высшее достижение драматургии Гоголя.Здесь автор поднимается до широкого социального обобщения, разоблачает государственный строй, дворянское и чиновничье общество.
Постановка «Ревизора» на сцене стала событием общественного значения, вызвав восторженное одобрение передовых кругов и яростьреакционно настроенной привилегированной публики.
Слайд 11
Михаил Юрьевич Лермонтов
«Испанцы»(1830 год) – первое драматургическое произведение
Пьесы
«Люди и страсти», «Странный человек», «Два брата». В них
развращенному обществу противопоставлен романтический герой, наделенный сильными страстями и пламенной душой.
Драма в стихах Маскарад» (1835-1836) стала лучшим драматургическим произведением Лермонтова и величайшим произведением русской романтической драматургии.
Слайд 12
Алексей Константинович Толстой
В историю русского театра вошел как
автор трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь
Борис».
Характерна реалистическая глубина образов, гуманистическая направленность, выразительность и красочность языка.
Написал также драму «Посадник» и драматическую поэму «Дон Жуан»
Слайд 13
Александр Васильевич Сухово - Кобылин
Заподозренный в убийстве своей
жены – француженки, был оправдан лишь в результате многолетнего
судебного процесса. За эти годы столкнулся с бюрократизмом, взяточничеством, чиновничьим произволом, уничтожающими человеческое достоинство.
С огромной силой обличения отразил это в трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».
Острота сюжета, мастерство драматургического построения, выразительность речи персонажей обеспечили произведениям долгую сценическую жизнь.
Слайд 14
Иван Сергеевич Тургенев
В реалистических комедиях «Безденежье» (1845), «Холостяк»
(1848), «Нахлебник» (1849) развивает гоголевское направление в драме. В
«Нахлебнике» раскрывает тему «маленького человека», вынужденного отстаивать свое человеческое достоинство.
«Завтрак у предводителя» рисует быт помещиков, осмеивая ограниченность, своекорыстие, невежество.
«Месяц в деревне», «Где тонко, там и рвется» раскрывают характеры героев через их переживания.
«Провинциалка», «Вечер в Сорренто» (1852 год) завершили театральную деятельность Тургенева.
Слайд 15
Александр Николаевич Островский
Создал реалистическую драму нового типа. Социально
– бытовая обрисовка персонажей, национальное своеобразие. Характеристика героев через
особенности их речи – таковы главные черты пьес.
Показав домостроевский купеческий быт («Не в свои сани не садись», «Бедность не порог»), чиновничества («Доходное место»), разночинную интеллигенцию(«Таланты и поклонники»), дворянство («Волки и овцы»), раскрывает социальные контрасты «темного царства» с огромной силой художественного обобщения.
«Гроза», «Горячее сердце», «Лес», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «Бесприданница» и др. Образы, созданные писателем, представляют собой многообразные, самобытные человеческие характеры.
Слайд 16
Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин
«Драматические сцены и монологи»
(1856). Картины нравов, произвол провинциального чиновничества.
Комедия «Смерть Пазухина»
(1857). Обличает стяжательство, хищничество. Пьесы были запрещены.
«Соглашение», «Погоня за счастьем», «Недовольные» критиковал «освободительную реформу»
В пьесе «Тени» рисует мир бюрократических чиновников
Слайд 17
Лев Николаевич Толстой
Сохранились незаконченные комедии ифрагменты пьес. Написанных
им в начале литературной деятельности.
«Зараженное семейство» (1864) –первая
законченная комедия.
«Первый винокур, или как черт краюшку заслужил» направлена против пьянства.
Драма «Власть тьмы», комедия «Плоды просвещения» раскрывают пустоту. Бессмысленность и безделье дворянства, противопоставляя ему острый ум, сметку, жизнестойкость людей из народа.
«Живой труп» - вершина драматургии. Критикует судебно – правовую систему, бюрократизм.
Слайд 18
Антон Павлович Чехов
В 80 – 90 годы создает
драматургические этюды и водевили: «О вреде курения табака», «Лебединая
песня», «Медведь» и др.
Крупнейшие произведения были созданы в 1895 – 1903 году. Это «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры». Особое значение приобретает подтекст.
Творчество Чехова ознаменовало глубокий сдвиг в истории драматического театра и оказало огромное влияние на развитие драматургии 20 века.