Слайд 2
План урока
1. Архитектура Византии
2. Монументальная живопись.
3. Культурные связи
Византии.
4. Место и роль Византии в мировом художественном процессе.
Слайд 3
Цель и задачи урока
1. Знакомство с архитектурой и
изобразительным искусством Византии.
2. Определить конструктивные особенности строительства храмов.
3. Выяснить
систему росписи византийского храма.
4. Подчеркнуть роль Византии в формировании принципов христианского искусства, ее влияние на искусство последующего времени.
Слайд 4
Подумайте, как идеи христианства
отразились в конструктивных особенностях
строительства храмов?
Слайд 5
Император Юстиниан
Юстиниан прославился строительной политикой, сделавшись одним из
величайших созидателей в византийской истории. Вершиной его деятельности стал
новый собор Константинополя — собор Святой Софии.
Слайд 6
Приглашаем посетить храм
с поэтом О. Мандельштамом
Айя-София - здесь
остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову
очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
1912 г.
Слайд 7
«Айя-София - здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!»
Слайд 8
Ее называли «чудом из чудес»
«София» значит «Премудрость Божия»
Слайд 9
«Я превзошёл тебя, о, Соломон!»
Торжественная закладка состоялась 24
февраля 532 г. Строили 6 лет.
По легенде, план храма
был передан Ангелом императору Юстиниану во сне.
Архитекторы — Анфимий и Исидор.
В строительстве участвовало 10 тысяч человек.
В алтаре использовано 40 тысяч фунтов золота и серебра.
В плане - прямоугольник со сторонами 70 и 75 метров.
Слайд 10
«Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи,
подвешен к небесам»
Высота купола 65 метров
Диаметр купола 32 метра
Слайд 11
Внутреннее убранство храма
Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего
убранства здания. Стены галерей, подкупольных столбов облицованы ценными породами
мрамора, аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, привезенные из храмов Малой Азии и Египта, в т.ч. из храма Артемиды в Эфесе.
107 колонн имеют магический смысл. Каждая носила имя одного из 107 патриархов, возглавлявших церковь до постройки храма.
И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Слайд 12
Внутреннее убранство храма
Послушаем Прокопия Кесарийского о красоте колонн
и мраморов, которые украшают храм: «Кажется, будто находишься на
роскошном лугу, покрытом цветами. Можно ли остаться равнодушным перед пурпурной и изумрудной отделкой? Багровый цвет меняется белым, как солнце. Такое впечатление, что художником здесь была сама природа».
Слайд 13
Конструкция храма
Сведущие в математике архитекторы рассчитали и воплотили
конструкцию храма, разумную и прекрасную. Ребристый центральный купол с
востока и с запада поддерживают две полусферы, каждая из которых поддерживается еще тремя полусферами, переходящими в ниши – мандельштамовские «апсиды и экседры». Каскад полусфер «гасит» распор купола и обеспечивает прочность конструкции.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Слайд 14
«Прекрасен храм,
купающийся в мире»
И вновь с нами
говорит Прокопий Кесарийский: «Этот храм являет собой чудесное зрелище.
Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит, — невероятным. Он взмывает ввысь, словно до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных волнах моря... Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм».
Слайд 15
«И сорок окон - света торжество»
Секрет парящего в
небе купола Айя-Софии – лента из 40 окон, опоясывающая
купол и словно отделяющая его от здания световым поясом. Размеры окон и промежутков между ними рассчитаны таким образом, что солнечный свет, проникая внутрь, словно отрезает купол. Возникает впечатление, что купол парит в воздухе.
Слайд 16
«На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего»
Паруса -
треугольники, которые связывают окружность купола с опорой. Но изображены
здесь не четыре архангела, а шестикрылые серафимы. Это единственные изображения в храме, которые не замазаны штукатуркой, когда храм был превращен в мечеть.
В.Н. Лазарев написал: «Этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения». Не его ли под слоем штукатурки пророчески прозрел сквозь века Мандельштам?
Слайд 17
«И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет»
Храм простоял
уже полтора тысячелетия: пережил и Византию, и нашествие крестоносцев,
и турецкое владычество.
Слайд 18
Что нового внесли в архитектуру?
Античный храм
Дом для божества.
Все
праздники проходят снаружи, на площади.
Важен наружный вид храма.
Христианский
храм
Место для богослужений.
Все действия происходят внутри храма.
Важно внутреннее убранство храма.
Слайд 19
Виды христианских храмов
Прямоугольное в плане и вытянутое в
длину здание, разделенное на 3, 5 и более продольных
нефов, средний неф шире и выше боковых.
Квадратные в плане здания; 4 столба делят внутреннее пространство на 9 ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол в центре. Купол символизирует небесный свод.
Базилика
Крестово-купольный
Слайд 21
Базилика - «царский дом»
Внутри храма было три нефа,
преграда перед алтарем (произошел иконостас), сам алтарь и вестибюль-притвор.
Алтарь ориентирован на восток, располагается в нише, символизирующей вифлеемскую пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Слайд 22
Крестово-купольный храм
или храм на 4-х опорах
неф
абсиды
притвор
алтарь
Одним из
достижений
архитектуры Византии стали купольные композиции храмов. Вместо вытянутого
прямоугольного здания
в плане храма основу составляет квадрат - крест, образованный основным и боковыми нефами. Центральный неф увенчан куполом, который опирается на барабан.
Слайд 23
Притвор – помещение у западного главного входа.
Неф –
вытянутая основа храма, где собирались верующие для молитвы.
Алтарь –
место, куда могли входить только духовные лица.
Абсида – полукруглая сводчатая ниша, которая выступала наружу.
Купол - полукруглое завершение храма.
Барабан - основание, на которое опирается купол.
Запиши термины!
Слайд 24
В плане храма лежит крест — главный символ
христианства, означающий искупительную жертву Христа во имя всего человечества.
Символика
храма
Слайд 25
В средней части храма - земной мир -
стоят верные.
Алтарь — царствие небесное.
Небо и земля
находятся во взаимодействии.
Притвор - это символ греховного мира, поэтому вход в церковь всегда располагается с западной стороны.
Зайдем внутрь храма!
Символика частей храма
Слайд 26
Количество глав раскрывает иерархию устроения Церкви небесной.
1 глава
— единство Церкви;
2 главы — единство земной сущности Христа
и Христа Богочеловека;
3 главы — символ Святой Троицы;
4 главы — 4 евангелиста и распространение христианства по 4 сторонам света;
5 глав — Христос и 4 евангелиста;
Символика храма
Слайд 27
7 глав — 7 святых даров,
7 таинств,
7 Вселенских соборов;
9 глав — воплощение образа Церкви небесной,
9 чинов ангелов и 9 чинов праведников;
13 глав — Христос и 12 апостолов;
Число глав может доходить до 33 — по числу лет земной жизни Спасителя.
Символика храма
Слайд 28
Алтарь (восточная часть) символизирует рай, духовный мир, Божественное.
По традиции, ориентация на восток, где восходит Солнце правды.
Восток для христиан – символ добра, а запад - зла и греха.
Алтарь — священное место в храме
Слайд 29
Система росписи храма
Архитектурный
элемент
Сюжет
Купол Святые
Барабан Сцены земной жизни Христа
Паруса Евангелисты
Колонны Христос
Стены Богоматерь
Алтарь Пророки
и апостолы
Главный смысл — показать единство
Церкви земной и
Небесной
Слайд 30
Монументально-декоративная
живопись
Мозаика.
Христос Пантократор
В Византии для украшения стен храмов
использовали мозаику – изображения из кусочков цветного непрозрачного стекла
– смальты, которую укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке.
Фреска — живопись по сырой штукатурке.
Слайд 31
Символы евангелистов
Видение таинственных животных было св. апостолу Иоанну
Богослову: «...и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди
и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6-7).
Матфей в образе ангела, Марк - льва, Лука - тельца, Иоанн - орла.
Слайд 32
12 христианских праздников
В XI-XII веках сложилась обязательная схема
12 главных христианских праздников, связанных с событиями жизни Христа.
Они раскрываются в изображениях, начиная с юго-восточной стены по часовой стрелке. Это Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во Ад, Вознесение, Сошествие св. Духа на апостолов, Успение Богородицы.
Слайд 33
Иконопись
Икона — в переводе с греческого означает «образ».
В
храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога,
Богоматери, сцен из Библии.
Одна из наиболее почитаемых икон XII века - икона «Владимирской Богоматери» - привезена на Русь из Византии.
Слайд 34
Чем картина отличается от иконы?
Картина
Икона
Творческий образ, созданный фантазией
художника.
Ей присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная манера
живописи.
Откровение Божие.
Она вне времени, символизирует инобытие нашего времени.
Авторство иконописца скрывается, так как икона – творение соборное.
Слайд 35
Ответьте на вопрос:
Какие главные черты можно
отметить в искусстве
Византии?
Традиционализм — раз и навсегда
найденное закрепляется
в одних
и тех же сюжетах
Каноничность — следование
неизменным образцам
Синтез — сочетание античных
и восточных традиций
Слайд 36
1. Восстановите последовательность событий:
перенос столицы Римской империи в
Константинополь
строительство храма Святой Софии в Константинополе
раздел Римской
империи на Западную и Восточную
2. С какими видами искусства встречались верующие, приходя в храм?
3. Как в конструктивных особенностях византийского храма отражались основные принципы христианства?
Ответь на вопросы
Слайд 38
1. Все средства искусства призваны выразить сущность христианства.
2.
Главные виды изобразительного искусства связаны с архитектурой и существуют
в единстве (синтез).
3. Складывается и закрепляется система строительства и росписи храма, где каждый элемент имеет строго определенное место.
4. Утверждается иконография главных образов Христа и Богоматери — канон - отступление от которого строго запрещено.
5. Икона — выражение Божественной сущности.
Итоги и выводы
Слайд 39
Государства, принявшие христианство от Византии – Болгария, Сербия,
Киевская Русь, Армения, Грузия – в значительной мере испытали
влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с национальными традициями.
Значение Византии
в мировом процессе
Слайд 41
Ссылки на изображения
Журнал «Введенская сторона» (Старая Русса) №
2, 2013. - режим доступа: http://marinagra.livejournal.com/66619.html
http://waking-up.org/wp-content/uploads/2013/03/parfenon-afini.jpg
http://mtdata.ru/u25/photo092C/20131394168-0/big.jpeg
http://architector.ua/images/articles/serg_x/main_pic_big/pic_1341313827.jpg
http://usingpeople.net/wp-content/uploads/2014/05/tr-Istanbul-hagia_sophia-03.jpg
http://1-rs.com/article/arhitektura-vizantii.html
http://img-fotki.yandex.ru/get/5907/art-batov.e/0_68e00_1f3233b2_L.jpg
http://ukrmap.su/program2009/wh7/04/09.jpg
http://rossiyanavsegda.ru/uploads/news_ico_small/2013/05/31/f8d79e34a15e003ce07e16760dab32a3.jpg
http://kultprivet.ru/pictures/613/.jpg
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5228/%D0%92%D0%98%D0%97%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF
http://myrt.ru/interestingly/1219-ajjja-sofija-konstantinopolskaja.html
http://www.bogoslov.ru/data/812/215/1234/255091_57.jpg
http://www.bogoslov.ru/data/2014/02/07/1236256234/2att-497266467dc8ecopy.jpg
http://znichka.com/post111270734/
http://allday2.com/index.php?newsid=104158
http://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/i_555.jpg
http://www.ierei-korenev.ru/list/pic/symbol1.jpg
http://www.playcast.ru/uploads/2016/03/08/17734016.png
http://periskop.livejournal.com/844250.html
Слайд 42
http://russkiymir.md/4klu4enik5.html
http://azbyka.ru/znakomstva/skolko-glav-mozhet-byt-u-pravoslavnogo-hrama-i-cht-d41526.htm
http://www.artgide.com/uploads/posts/ref/file-3666978-YUvelirnoe-iskusstvo.-Doromanskaya-epoha.-Vizantiya..jpg
http://cp12.nevsepic.com.ua/67-7/1354817780-0289948-www.nevsepic.com.ua.jpg
http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/midle/vizant/img_vizant/blagovest_monastyr_Dafny.jpg
http://www.bogoslov.ru/data/2012/09/14/1237121645/12.jpg
http://story-discuss.livejournal.com/188307.html
http://www.bellabs.ru/Italia/Italia2008_17_Ravenna.html#1
http://www.liveinternet.ru/users/aramill_stells/post212838501/
http://www.nsad.ru/articles/zhivotnye-v-cerkovnom-iskusstve
http://www.pravenc.ru/text/209475.html
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/259/89259047_4112371_simvoli_1_.jpg
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100487/48771.b.jpg
http://богородица.рф/wp-content/uploads/2011/04/dvunadesyatie_prazdniki_ikona1.jpg
http://getmanat.org/ru/sobor_sofii_ru/
http://relig.info/evangelist
http://art-house.cv.ua/icon/virgin/1015%20%D0%90%D1%85%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%91%D0%9C.png