Слайд 3
Шереметьевский дворец (Фонтанный дом) (наб. р. Фонтанки, 34).
Территория на берегу Фонтанки, в то время еще называвшейся
'Безымянным ериком', была пожалована Петром I его сподвижнику графу Б. П. Шереметеву еще в начале 18 века, однако строить на ней особняк потомки графа начали почти сорок лет спустя. Проект дворца для них выполнили архитекторы С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов
Слайд 4
После того как Безымянный ерик сменил свое название
на Фонтанку, дворец на его берегу стали также называть
Фонтанным домом. Однако семья Б. П. Шереметева бывала в своем особняке редко, поскольку земли вокруг него в то время еще не были освоены петербуржцами: вокруг дворца был лес, в котором, по слухам, скрывались банды разбойников. Лишь следующее поколение Шереметевых переехало в свой дворец в конце 18 века, где и прославилось на весь Санкт-Петербург своей любовью к музыке и театральному искусству. Н. П. Шереметев организовал в своей усадьбе целый театр с труппой крепостных актеров, которых граф заставил изменить фамилии, придумав для них красиво звучащие псевдонимы. На спектакли, поставленные в этом театре, съезжались все знатные семейства Петербурга.
Слайд 5
Вскоре, впрочем, слава графа Шереметева стала еще более
громкой и приобрела скандальный оттенок. По городу пошли слухи
о романе Шереметева с одной из его крепостных актрис, певицей Прасковьей Ковалевой, выступавшей на сцене под псевдонимом Жемчугова. Осуждение высшего общества и даже немилость императрицы Екатерины II не помешали Николаю Шереметеву дать Жемчуговой вольную и в конце концов сделать ее своей женой.
Слайд 6
Всего в Шереметевском дворце прожило пять поколений семьи
Шереметевых. Ими была собрана богатая коллекция картин и музыкальных
инструментов. В 19 веке к особняку был пристроен небольшой флигель, созданный по проекту известного архитектора Н. Л. Бенуа. Других серьезных перестроек во дворце Шереметевых не было.
Слайд 7
После революции последний владелец дворца граф Сергей Шереметев
был вынужден передать свой дом советской власти. На протяжении
20 века в нем располагались различные государственные учреждения, затем на короткое время был создан Музей дворянского быта, но вскоре здание занял Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики. Красивые интерьеры дворца были уничтожены, а в построенном Бенуа флигеле находились жилые квартиры. Долгое время в одной из них проживала Анна Ахматова.
Слайд 8
В конце 20 века здание Шереметевского дворца было
передано Музею музыкального и театрального искусства. Его залы начали
реставрировать, воссоздавая в них обстановку конца 18 века. Сейчас в музее организована экспозиция, рассказывающая об истории семьи Шереметевых, там находятся коллекции картин и предметов декоративно-прикладного искусства, а также огромное собрание музыкальных инструментов - более трех тысяч экспонатов. Среди них есть русские музыкальные колокола, а также старинные арфы, виолы и клавесины, созданные в Европе в 17-18 веках. Другое интересное музыкальное 'семейство' Фонтанного дома - это копии античных инструментов, найденных в 19 веке при археологических раскопках древней Этрусии. Все музыкальные экспонаты Шереметевского дворца находятся в исправном состоянии, на них можно играть, и иногда посетителям музея выпадает редкая возможность услышать, как они звучат. Проходят в Фонтанном доме и временные художественные выставки, концерты, а также лекции на различные темы
Слайд 9
Одновременно с этим музеем во флигеле Шереметевского дворца
был открыт Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой. Организованный как филиал
музея Достоевского, через год он приобрел статус самостоятельного учреждения. В этом музее была воссоздана комната, в которой Ахматова писала свои произведения, и оформлены экспозиции из ее книг, фотографий и личных вещей. Здесь тоже проходят лекции, музыкальные вечера и временные выставки, посвященные другим поэтам и писателям 20 века
Слайд 11
Воронцо́вский дворе́ц — дворец в центральной части Санкт-Петербурга,
располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором
Б. Ф. Растрелли в 1749-1757 годах для канцлера М. И. Воронцова.
Слайд 13
Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной
отделкой интерьеров дворца. Во дворце более 50 парадных залов
и помещений. Дворец украшают лепнина, золоченая резьба и другие элементы, сопутствующие стилю барокко, в котором выполнен дворец.
Слайд 14
От Садовой улицы дворец отделяет парадный двор и
изящная ограда, выполненная из литого чугуна. За главным корпусом
был регулярный сад, простиравшийся до Фонтанки.
Слайд 15
Строительство и отделка дворца потребовали столь больших вложений,
что в 1763 году граф Воронцов за долги был
вынужден уступить его российской казне. По вступлении на престол Павла I дворец в конце 1790-х годов был передан Мальтийскому ордену, здесь же размещался Капитул российских орденов.
Слайд 16
В 1798—1800 годах архитектором Дж. Кваренги во дворце
устроена церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи, а со стороны
сада по его же проекту к главному корпусу пристроена Мальтийская капелла.
Слайд 17
C 1810 по 1918 год во дворце размещался
Пажеский корпус. После Октябрьской революции здесь разместилась Первая Петроградская
пехотная школа командного состава РККА. В 1937 году на базе этой школы образовалось Ленинградское пехотное училище имени С. М. Кирова. В 1955 году здесь же разместилось Суворовское военное училище.