Слайд 3
Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам
- это духовное и географическое «сердце» Парижа. Расположен на
острове Сите в восточной ее части, построена она на месте, где стояла первая христианская церковь Парижа – базилики Святого Стефана, а она в свою очередь была построена на месте, где в давние времена стоял галло-римский храм Юпитера.
В соборе присутствует двойственность стилистических влияний: с одной стороны, здесь присутствует готический стиль, использованы новаторские архитектурные достижения, и они создают некую простоту вертикальной конструкции и придают зданию легкость, с другой, - здесь присутствуют отголоски Нормандии, ее романского стиля, со свойственным ему плотным и мощным единством. Много разных архитекторов принимали участие по ходу строительства собора. Об этом свидетельствуют отличия, разные по высоте башни и западная сторона, а также отличается и стиль. В 1245 году было закончено строительство башен, а всего собора – в 1945 году.
Одна из величайших реликвий христианства, хранится в этом соборе – это Терновый венец Иисуса Христа. Венец до 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, далее его оттуда перевезли в Константинополь, во дворец византийских императоров.
Слайд 4
Строительство началось в 1163, при
Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том,
кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III на месте храма Юпитера (который существовал ищо за времен римлян). Строительство собора продолжалось до 1250 года, но полностью его было построино в 1345 году. Деньги на строительство храма поступали от всех желающих: короля, епископов, граждан.
Слайд 5
Нотр-Дам де пари отдаленный от остальных известных мест
Парижа. Сооружение недавно полностью очистили, и кирпич опять стал
бежевого цвета.
Слайд 6
Высоко подносятся над площей башни. Это еще
не высокие «бефруа» давних времен, но они ничего общего
не имеют с романскими глухими башнями. Широкие, стрельчатые прорезы и много вертикальных тяг делают их легкими и ажурными.
Слайд 7
Архитектура
Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя
стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами
из Евангелия.
Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.
Слайд 8
Портал Девы Марии
Своды центрального нефа собора
поднимаются в высоту на 35 метров. После яркого солнечного
света глаза долго не могут привыкнуть к полумраку, хотя раньше в соборе было еще темнее, и пришлось специально пробивать новые окна в боковых стенах для лучшего освещения центрального нефа. На многочисленных витражах собора представлены сцены из земной жизни Христа и Девы Марии, изображения патриархов, библейских царей, апостолов, святых. Но почти все они представляют собой копии, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю оригиналы. В неприкосновенности до наших дней дошло только центральное окно-роза.
Слайд 9
Портал Святой Анны
Как и в других готических храмах,
в Соборе Парижской Богоматери нет настенной живописи, и только
статуи - мужчин, женщин, королей, епископов и воинов, из мрамора, серебра и даже восковые - украшают интерьер собора.
Слайд 10
Галерея Королей
Средний ярус собора занимает Галерея Королей.
Это зубчатый карниз, протянувшийся вдоль всего фасада здания, с
28 нишами, в которых помещены скульптуры легендарных библейских королей, предков Иисуса Христа. Каждый из 28 библейских владык считался своего рода прототипом одного из королей Франции - таким образом французские монархи были как бы новым земным воплощением древних святых.
Слайд 11
Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм
толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210
тонн
Слайд 13
Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы
балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные
статуи фантастических существ).
Слайд 15
Скульптура совывся яскравая от прикосновений так как есть
легенда, что у того, кто коснется к скульптуре исполнятся
все желания.
Слайд 16
В Средние века химер на соборе не было.
Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор
— архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
Слайд 17
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий
— Терновый венец Иисуса Христа
До 1063 года венец находился
на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе.
В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора.
.
Слайд 18
18 августа 1239 года король внёс его в
Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на
острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
У першу пятницу кожного місяця о 15:00, а також у Страсну П'ятницю католицького Великого посту Терновий вінець разом із часткою Хреста Господнього і Цвяхом від нього виносяться для поклоніння віруючих.
Слайд 19
Собор з його чудовим внутрішнім оздобленням протягом багатьох
століть служив місцем проведення королівських одружень, імператорських коронацій і
національних похорону.
У 1302 році в ньому вперше зібралися Генеральні Штати - перший парламент Франції.
Тут немає настінного живопису, і єдиним джерелом кольору є чисельні вітражі високих стрілчастих вікон.
За часів Людовика XIV, в кінці XVII століття, собор пережив серйозні зміни: могили і вітражі були зруйновані.
Слайд 20
Значна частина вітражів виконана в середині XIX століття.
Головний вітраж - троянда над входом до собору -
частково справжня, що збереглася від Середніх століть (9,6 метрів в діаметрі). У центрі її Богоматір, навколо - сезонні сільські роботи, знаки зодіаку, гідності й гріхи. Дві бічні троянди на північному і південному фасадах собору в обох трансепта - по 13 метрів у діаметрі (найбільші в Європі). При реставрації вітражі вікон передбачалися спочатку білі, але Проспер Меріме наполіг на тому, щоб вони були виконані схожими на середньовічні
Слайд 22
Великий дзвін (звучить у тоні фа-дієз) дзвонить
дуже рідко. Решта дзвони дзвонять у 8 і о
19 годині. Кожен з них має своє ім'я:
Angelique Franςoise, вагою 1765 кг (до-диез);
Antoinette Charlotte, вагою 1158 кг (ре-диез);
Hyacinthe Jeanne, вагою 813 кг (фа);
Denise David, вагою 670 кг (фа-диез).
Слайд 23
Легенди Собору
«Алхімія Парижа»: «За задумом єпископа Гійома, Нотр-Дам
повинен був стати кам'яним трактатом з алхімії, довідником таємницею
науки. Розгадавши значення символічних барельєфів, можна отримати філософський камінь, здатний перетворювати звичайні метали в золото, зціляти хвороби і зупиняти час. За легендою, Гійом Паризький отримав філософський камінь і сховав його в колоні собору залишивши нащадкам зашифроване вказівка, як його знайти ».
Прихильники езотеричних учень стверджують, що архітектура і символіка собору Нотр Дам це свого роду зашифрований звід окультних учень - саме в цьому сенсі Віктор Гюго говорив про Нотр Даму як про 'найбільш задовільному короткому довіднику окультизму'
Слайд 24
Ще одна легенда - про диявола-коваля. Стулки воріт
Нотр Дама прикрашені чудовим візерунком з кованого заліза з
настільки ж дивовижними залізними замками. Викувати їх було доручено ковалеві на ім'я Біскорне. Коли коваль почув, що йому потрібно буде викувати фігурні замки і узори для воріт найкрасивішого собору Парижа, - злякався не на жарт. Подумавши, що йому ніколи з цим не впорається, він спробував закликати на допомогу диявола.
Легенди Собору
Слайд 25
Наступного дня, коли канонник Нотр Дама прийшов подивитися
на роботу, він застав коваля без почуттів, але в
кузні погляду його з'явився справжній шедевр: фігурні замки, накладні ковані узори, що представляли собою ажурні переплетені листя. У день, коли обробка воріт була закінчена, а замки врізані - ворота було неможливо відкрити! Довелося окроплювати їх святою водою.
Біскорне, уражений докорами совісті, посмутнів, став мовчазний і незабаром помер. Таємницю свою він забрав із собою, так і не розкривши її - або з побоювань, що секрет буде вкрадений, або ж побоюючись, що, з'ясується, що ніхто не бачив, як він кував ворота Нотр Дама ...