Слайд 2
Собор Святой Софии (Софийский собор) — храм, построенный в XI веке в
центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в
стиле украинского барокко. Внутри собора сохранились некоторые оригинальные фрески и мозаики, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.
Софийский собор стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины.
Слайд 4
Софиевский собор был заложен в 1037 году князем
Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на
том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами.
Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. Только в 1049 году Киевский митрополит Феопемпт освятил величественное сооружение.
Слайд 5
София Киевская стала главным храмом страны — здесь
Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись,
переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей.
В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе — имела широкие торговые и дипломатические связи с государствами Запада и Востока, а многие короли Европы почитали за честь породниться с великим князем киевским.
Слайд 7
В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен воинами Батыя,
в 1385—90 гг. митрополит Киприан восстановил его, после чего он более
трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.
В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.
Слайд 8
Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в
середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя
византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграмотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны, не умевших в общей массе ни читать ни писать. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева — архистратига Михаила и многих православных святых.
Слайд 11
София неоднократно горела, перестраивалась, в XIII веке пострадала
от нашествия орд хана Батыя, в XV–XVI веках стояла
вообще без крыши — все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки с масляной живописью, и открылась стенопись XI века. Однако расчистка стен велась непрофессионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.
Слайд 13
Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь
их третья часть. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий
цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозайкам собора особую выразительность.
Слайд 15
Мозаики главного алтаря и главного купола — шедевр
искусства. Центром этой прекрасной композиции вот уже много столетий
является мозаичная икона Богоматери, известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву.