Слайд 2
Стиль как историко-культурный феномен
Изготовление графических, скульптурных, живописных образов,
символов, знаков – специфический вид человеческой деятельности.
С верхнего
палеолита изображение остается универсальным средством коммуникации, обеспечивающим трансляцию культурных кодов между индивидуумами, этносами, поколениями.
Таким образом, каждый век или период имеет для нас свою эстетическую примету, свое многозначащее имя.
Слайд 3
Архитектура Древнего Рима
Первые крупные постройки в Риме производились
по этрусскому примеру.Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила
себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой.
Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.
Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.
Слайд 4
Колизей в Риме, Италия.
Храм Портуна.
Триумфальная арка Константина
Слайд 5
Архитектура Средневековья
В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два
значительных стиля - романский и готический.
Романский период европейского Средневековья
начинается в X веке, когда после многочисленных междоусобных войн наступил период некоторого затишья. К этому времени из обширной империи Карла Великого уже складываются отдельные европейские государства.
Романский стиль
Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать
феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — дом-башня прямоугольной или многогранной формы.
На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны н слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше—сторожевая площадка.
В Х—XI вв. складывается техника витража, но уровень ее еще низок: это малофигурные, примитивно выполненные композиции.
В романском храме осуществляется синтез искусств, призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, церкви и, вместе с тем, осознать свою бренность и ничтожность.
Слайд 8
Готический стиль
Го́тика — период в развитии средневекового искусства,
охватываюший почти все области материальной культуры и развиваюшийся на
территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век.
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики».
Слайд 9
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов,
соборов, церквей, монастырей.
Развивался на основе романской, точнее говоря
— бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.
Слайд 10
Собор Парижской Богоматери
Собор в Реймсе, Франция
Собор в Шартре,
Франция
Слайд 11
Архитектура
эпохи возрождения
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал.
Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на
смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Слайд 12
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не
участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров.
Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века.
Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.
Слайд 13
Замок Шамбор во Франции. 1519—1547
Собор Санта Мария дель
Фьоре италия,флоренция.
Слайд 14
Архитектура Борокко
В XVI веке назревает кризис идей Возрождения,
следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Баро́кко (итал. barocco
— итальянский синоним русского «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам»,— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.
Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.
Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Слайд 15
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в
Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах,
слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты,рустованные колонны и пилястры.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Слайд 16
Собор Св. Петра в Риме. Арх. Д. Браманте,
Микеланджело, и др.
Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим
Церковь
душ в чистилище
в городе Рагуза,
образец сицилийского барокко
Слайд 17
Архитектура рококо
Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille —
декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в
искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Слайд 18
Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее
сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени.
Он не
внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.
Слайд 19
церковь работы лейжадинью.
Партугальское рококо
Цвингер Пеппельманн,
Пермозер, нач.18 в.Германия,
Дрезден
Слайд 20
Архитектура класицизма
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus —
образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском
искусстве XVII — XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма.
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.
Слайд 21
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам
античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической
ясности и монументальности.
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности.
Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Слайд 22
Лондонский особняк Остерли-парк (арх. Роберт Адам).
Андреа Палладио. Вилла
Ротонда близ Виченцы
Слайд 23
Стилевые направления
в архитектуре 19-20 веков
Модерн
Конструктивизм
Функционализм
Неоклассицизм
Постмодернизм
Слайд 24
Модернизм - одно из современных направлений архитектуры, которое
охватывает творчество архитекторов примерно с 20-х годов по 70-80
годы XX века (в Европе).
Это слово в переводе с итальянского (modernismo) и латинского (modernus) означает современный, недавний, современное течение. При этом создание новых, необычных поворотов в архитектуре XX века в первой половине столетия вызывало ярый ажиотаж, а к концу века - непримиримую критику.
Само понятие модернизма в архитектуре заложено в термине - это создание чего-то принципиально нового, строений, которые контрастно отличаются от предшествующих. Все это отражалось не только во внешних проявлениях, но и в принципиальной сути зданий
Слайд 25
Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в
изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие
в 1920 — нач. 1930 годов.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.
Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.
Слайд 26
Функционализм — направление в архитектуре 20 века, требующее
строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным
и бытовым процессам (функциям).
Возник в Германии (школа "Баухауз") и Нидерландах (Я. Й. П. Оуд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, "строчная" застройка кварталов торцами зданий к улице).
Слайд 27
Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для
обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков,
которым
присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко).
В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.