Слайд 2
УРОК – ЭКСКУРСИЯ.
Цель: создание условий для диалога ученика
с изучаемым материалом.
Задачи:
Познакомить учащихся с культурным центром живописи
России – Третьяковской галереей.
Закрепить знания учащихся о художниках XIX в.
Приобщить учащихся к использованию ИКТ как одному из способов самообразования.
Слайд 3
ЗДАНИЕ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ.
Государственная Третьяковская галерея – национальная галерея
русской живописи, художественный музей мирового значения. Основана в 1856
году. Коллекция насчитывала около 2 тысяч картин, 400 рисунков и набросков.
Фасад здания оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника В.М. Васнецова.
Слайд 4
ТРЕТЬЯКОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ (1832-1898)
Слайд 6
ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ
(1848-1926)
Слайд 7
Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в
духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил
в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок.
Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру», 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина «Преферанс» (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.
Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода — картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-98; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества. На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., «Три царевны подземного царства», 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М. Рильке ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» (акварель, 1881-82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената. Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.
Слайд 12
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
(1844-1930)
Слайд 13
Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге
в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у
Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского и в Петербургской Академий Художеств (1864—71; в 1873—76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции). Член Товарищества передвижных художеств, выставок. Действительный член Петербургской Академий Художеств (1893) .
В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И.Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В.В.Стасовым; познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты Р.Д.Хлобощина, 1868, и В.А.Шевцовой, 1869,— оба в Русском музее). В эти годы Репин И.Е. создал большой групповой портрет «Славянские композиторы» (1871—72, Московская консерватория), в который, добиваясь естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
С начала 70-x гг. Репин выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художеств, творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Репин И.Е. наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами он пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине «Бурлаки на Волге» (1870—73, Русский музей) .
В годы пребывания в Италии и Франции Репин И.Е. ознакомился с искусством Западной Европы. Во Франции Репин написал картину «Садко в подводном царстве», воплотив в ней свои думы о родине.
В 1880-х гг. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди», 1879—85, «Арест пропагандиста», 1880—92, «Не ждали», 1884—88, Третьяковская галерея).
В 1870—80-е гг. он создаёт и лучшие портреты. В 1880—1900-е годы Репин много работает над иллюстрациями.
Репин И.Е. был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными, историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи («Царевна Софья» (1879) Третьяковская галерея). Картина - «Иван Грозный и сын его Иван» (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма.
Лучшие произведения 1890—1900-х годов — это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э.Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному, групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б.М.Кустодиевым и И.С.Куликовым, 1901—03, Русский музей).
Слайд 23
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ
(1848-1916)
Слайд 24
Родился В. И. Суриков в семье потомственных
сибирских казаков, предки которых некогда пришли в эти края
с Ермаком Тимофеевичем. С детства художника окружали суровая природа, патриархальный быт, отважные, крепкие люди с сильными характерами.
Первые уроки рисования он получил у школьного учителя Н. В. Гребнева, который занимался с талантливым мальчиком отдельно. По окончании школы в 1868 г. юноша отправился в Петербург. Чувствуя, что плохо подготовлен к поступлению в АХ, Суриков начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, чтобы научиться рисовать с гип-сов. Осенью 1869 г., сдав экзамены, он стал вольнослушателем АХ, а через год был наконец зачислен воспитанником. Учился блестяще. Особенно увлекался составлением композиций, за что товарищи прозвали его "композитором
Переезд в Москву изменил всю его жизнь. Впечатления от древней архитектуры, исторические образы и драматические события, связанные с Красной площадью, храмом Василия Блаженного и Лобным местом, вызвали в воображении художника живые картины прошлого. "Приехавши в Москву, этот центр народной жизни, я сразу стал на свой путь", - вспоминал Суриков. По свежим впечатлениям, без всякого заказа или чьей-либо материальной помощи приступил он к созданию большого исторического полотна "Утро стрелецкой казни" (1881). Этим произведением определилось основное направление творчества Сурикова: изображение русского народа в роковые минуты его истории, создание ярких национальных характеров.
Сразу же после окончания этой большой работы художник приступил к созданию картины "Меншиков в Березове" (1883). После того как на передвижной выставке 1883 г. П. М. Третьяков приобрел "Меншикова в Березове" для своей галереи, Суриков получил средства для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, видел коллекцию Дрезденской галереи, собрание Лувра, познакомился с творениями итальянских и испанских мастеров. Однако возникший еще до поездки замысел новой исторической картины - "Боярыня Морозова" - не оставлял художника в покое даже за границей.
В 1891 г. Суриков написал новую большую картину, на этот раз не историческую, а на современный сюжет, - "Взятие снежного городка". Показана удалая сибирская игра, когда всадник должен перескочить сооруженную из снега стену. Молодые улыбающиеся лица, яркие одежды, искрящийся на солнце снег - все проникнуто неподдельным весельем. Подобная картина была исключением в творчестве Сурикова, который вскоре вновь вернулся к серьезной исторической тематике. "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" (1895) стало следующим монументальным полотном. Историческое событие трехсотлетней давности - бой казачьей флотилии Ермака и войск хана Кучума - художник показал с достоверностью очевидца. "А я ведь летописи не читал. Она (картина) сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, вижу - совсем как у меня. Совсем похоже", - вспоминал художник. В сложной многофигурной композиции, полной движения и экспрессии, запечатлен подвиг русских воинов во имя освобождения родной земли.