Слайд 2
ИДЕАЛ КРАСОТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
С упадком Рима эпоха воспевания
красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира.
В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным.
Слайд 3
ИДЕАЛ КРАСОТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Поэтому в эпоху Средневековья был
предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые
были так популярны в античные времена, макияж запрещён всемогущей Церковью, поскольку он искажает божьи создания.
Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляет 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена. Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием.
Слайд 4
ИДЕАЛ КРАСОТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Преобладающим видом художественной деятельности была
иконопись. Женским идеалом того времени стала Богоматерь. Ее чаще
всего изображали в сером, полностью закрытом одеянии, худой, с лицом, полным скорби. Она и стала олицетворять собой тогдашний женский идеал – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.
Плоть стала греховной, половые отношения оправдывались лишь для продолжения рода, поэтому не удивительно, что идеалом красоты того времени стали ангелы, существа, вообще не имеющие пола.
Слайд 5
ИДЕАЛ КРАСОТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Но даже в те непростые
времена существовал свой стандарт красоты. Им была достаточно гармонично
сложенная женщина, не худая, но и не полная. Больше всего ценилась миниатюрность. Маленьким должно было быть все - рост, кисти рук, ступни, грудь.
Еще более ценилась вера в Бога и покорность мужу. Многие исследователи считают, что именно поэтому в те времена начали брить брови. Это сразу же придавало лицу отсутствующее, спокойное и кроткое выражение.
Слайд 6
ИДЕАЛ КРАСОТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
С развитием производительных сил повышалось
благосостояние людей, особенно мещан, и Деву Марию в городах
стали рисовать более полной и с пухленьким младенцем на руках. Тотальная церковная цензура в сфере половой морали нередко приводила к комическим парадоксам. Например, церковь всегда пыталась бороться с проституцией, остатками античности в виде оргий, вакханалий и т. д. Символом этих персонажей становились ведьмы, которые на иконах типа «Страшного суда» изображались с распущенными волосами и почти всегда голыми. Таким образом, изображение казни ведьм на гравюрах и картинах значительно оживляет перечень скупых женских портретов и икон. В следующие эпохи ведьмы будут изображаться как символ мистицизма и свободной любви.
Слайд 7
ИДЕАЛ КРАСОТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Важным поворотным моментом в восприятии
красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более
светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти, В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме».
Слайд 8
ИДЕАЛ КРАСОТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Трубадуры прославляли хрупких, белокожих дам,
беззащитных и беспомощных на вид. В моду вошла продолговатость,
причем во всем, начиная от высокого роста и заканчивая высоким лбом. Чтобы максимально открыть его, дамы сбривали часть волос, обрамлявших лицо. Для того чтобы шея казалась более длинной и тонкой, брился затылок. Иногда женщины наносили на лоб смесь негашёной извести и сульфид мышьяка для избавления от нежелательных волос. Не гнушались даже крови летучих мышей и лягушек, лишь бы не росли волосы на лбу.
Слайд 9
ИДЕАЛ КРАСОТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Ценились тонкие руки, длинные пальцы
и длинные ноги.
В эпоху готики в моде была беременность,
и женщины часто носили под платьем специальные накладные "животики", чтобы ее имитировать и создать знаменитый "готический силуэт". Этот силуэт прекрасно представлен в готической скульптуре и живописи и демонстрирует нам "беременных" даже невест - таково было требование моды. Мода на беременность возникла в эпоху крестовых походов и была вызвана тем, что женщины в то время слишком подолгу были одни, пока их мужчины воевали за Гроб Господень в Палестине. Когда мужья возвращались, женщины с удовольствием беременели, и это состояние беременности ассоциировалось со счастьем и благополучием.
Слайд 10
ИДЕАЛ КРАСОТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Другая примета того времени -
мода на круглое блинообразное лицо с раскосыми глазами, похожее
на монгольское. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что самой серьезной силой и самым крупным государством Средневековья была Орда, Татаро-монгольское ханство. Ордой была завоевана вся Средняя Азия, Русь и пространство до границ с Литвой. Кроме того, эта эпоха находилась под впечатлением от рассказов итальянца Марко Поло, посетившего, в частности, Китай, и рассказавшего европейцам о красоте тамошних женщин.
Слайд 11
ИДЕАЛ КРАСОТЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Жительницы Европы, антропологический тип внешности
которых совершенно не соответствовал этому облику, делали все, чтобы
приблизить свою внешность к этому идеалу. Поскольку грим был категорически запрещен церковью, им приходилось добиваться этого другими средствами. Во-первых, выщипывались и выбривались волосы надо лбом, иногда до 3 см, что делало лоб выше и покатей. Во-вторых, выщипывались все брови и все ресницы - как верхние, так и нижние. В-третьих, различными средствами провоцировались болезни и болезненные состояния, сопровождающиеся отеком лица - при отеке одутловатые щеки и заплывшие глаза создавали эффект "сощуренности" и приобретали раскосость.