Слайд 2
Летопись жизни и творчества
К. П. Брюллова
(1799-1852)
12 (23)
декабря 1799
- родился в Петербурге, на Васильевском острове, в
семье академика орнаментальной скульптуры, скульптора в третьем поколении, потомка выходцев из Франции, Павла Ивановича Брюллова, от второго брака. Мать - Мария Ивановна, урожденная Шредер, дочь придворного садовника. От первого брака Павел Иванович имел сына Федора, от второго - сыновей Александра, Карла, Павла, Ивана и дочерей Марию, Ульяну (Юлию), бывшую замужем за известным акварелистом П. Ф. Соколовым.
Слайд 3
2 октября 1809- принят вместе с братом Александром
"без баллотирования" в петербургскую Академию художеств.
20 декабря 1813-
получил вторую серебряную медаль за рисунок "Два натурщика" (ГРМ).
22 декабря 1817- получил серебряную медаль первого достоинства за рисунок "Натурщики" (ГТГ).
1818 - вторая золотая медаль за картину по программе "Улисс и Навзикая" (местонахождение неизвестно).
Слайд 4
1819 - вторая золотая медаль за картину "Нарцисс"
(ГРМ).
Слайд 5
1821 - первая золотая медаль за картину "Явление
Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" (ГРМ).
осень - торжественное
окончание Академии художеств с аттестатом I степени и шпагой. От предложенного пенсионерства в стенах Академии художеств Брюллов отказывается. Братья Александр и Карл поселяются в деревянной временной мастерской у строящегося Исаакиевского собора.
Слайд 6
1823 - в Мюнхене из-за болезни Александра братья
задерживаются на 4 месяца. К. Брюллов пишет портреты членов
семьи баварского министра внутренних дел, министра финансов и других высокопоставленных лиц (местонахождение неизвестно), посещает классы Академии художеств.
2 мая - Брюлловы прибывают в Рим, посетив Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью. К. Брюллов пишет "Автопортрет", картину «Итальянское утро».
1821-1822 - К. Брюллов пишет портреты П. А. Кикина, одного из основателей Общества поощрения художников, и его жены (оба - ГТГ), графические портреты дочери.
16 августа 1822- Александр и Карл Брюлловы направляются на средства Общества поощрения художников на три года в Италию. Следуют туда через Ригу, Мемель, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, где остаются на два месяца.
Слайд 7
1823-1827 - работает над копией в натуральную величину
фрески Рафаэля "Афинская школа" в Ватикане, рисунками и картинами
на мифологические темы, сюжетами из современной итальянской жизни. Знакомство с графиней Ю. П. Самойловой
1824 - знакомство с семейством князей Гагариных. Брюллов пишет портреты членов семьи Гагариных, портреты брата и других. Рисунки и эскизы на библейские и мифологические темы, аллегории - "Дафнис и Хлоя", "Нума Помпилий", "Вакханалия", "Надежда, питающая любовь", "Благословление детей" (по заказу ОПХ) и другие..
Слайд 8
1825 - "Итальянское утро" экспонируется на выставке в
Академии художеств в Петербурге.
1826 - "Итальянское утро" экспонируется
на выставке в ОПХ.
1827 июль – завершение парной к "Итальянскому утру" картины "Итальянский полдень" (ГРМ).
Слайд 9
1825-1826 - портреты, работы на темы современной итальянской
жизни («Пилигримы в дверях Латеранской базилики», «Пифферари перед образом
мадонны», «Вечерня» - ГРМ, ГТГ).
Слайд 10
1827 - первое посещение Помпеи. Начало работы над
темой "Последний день Помпеи". Картина "Девушка, собирающая виноград в
окрестностях Неаполя" (ГРМ). Художник получает орден св. Станислава IV степени.
Слайд 11
1828 - работа над темой "Помпеи" Портрет М.
Ф. Виельгорского. Начало работы над портретом Образа для Царских
врат церкви русского посольства в Риме. Не ранее 1828 - заказ большой картины «Последний день Помпеи» А. Н. Демидовым (первоначальный контракт обязывал Брюллова закончить работу к концу 1830).
Слайд 12
1829 - работа над темой "Последний день Помпеи",
портретом великой княгини Елены Павловны, работы на мифологические темы,
«Портрет Д. Марини».
Слайд 13
1830 - завершение портрета великой княгини Елены Павловны
с дочерью (ГРМ). Портреты маслом и акварелью. Обращение к
русской теме. Работа над темой "Последний день Помпеи".
Слайд 14
1831 - работа над большим полотном "Последний день
Помпеи". Начало работы над большим портретом А. Н. Демидова
Сан-Донато.
Слайд 15
1832 - работа над большим полотном "Последний день
Помпеи", "Вирсавия" (ГТГ) Начало работы над портретом графини Ю.
П. Самойловой с приемной дочерью Джованниной. "Всадница" - портрет Джованнины и Амацилии Пачини, приемных дочерей графини Ю П Самойловой (ГТГ).
Слайд 16
1833 осень - окончание работы над "Последним днем
Помпеи". Картина экспонируется в Риме и Милане. Шумный успех
художника. 1834 июль - "Последний день Помпеи" прибывает на корабле через Кронштадт в Петербург, экспонируется в Эрмитаже, в бывшей мастерской Дж. Доу.
1834 октябрь - "Последний день Помпеи" экспонируется в Академии художеств. Огромное впечатление, произведенное на петербургское общество, выливается в многочисленные отзывы - в стихах и прозе. Известия о картине доходят даже до заключенных в Сибири декабристов. Академия художеств присваивает Брюллову звание почетного вольного общника и право носить мундир старшего профессора. Художник получает орден св. Анны III степени.
1834 март - "Последний день Помпеи" экспонируется в Салоне в Париже. Автор получает первую золотую медаль. Картина на корабле отправляется в Петербург.
Слайд 17
1834 март - Брюллов живет в Милане. На
вилле графини Ю. П. Самойловой в Комо, завершает ее
портрет с приемной дочерью Джованниной. "Смерть Инессы де Кастро" (ГРМ), ""Автопортрет" (ГРМ).
Слайд 18
1834 март - Портрет Фанни Персиани.
Слайд 19
1835 - выход в свет статьи Н. В.
Гоголя "Последний день Помпеи". В Италии Брюллов работает над
"Портретом автора и баронессы Меллер-Закомельской в лодке" (ГРМ).
Слайд 20
1836 - Брюллов создает рисунки
на тему Отечественной войны 1812 года, подготовительные работы к
портрету скульптора И. П. Витали, лепящего бюст Брюллова. Картина «Гадающая Светлана».
Портрет героя войны 1812 года
Василия Перовского
Слайд 21
1836 - В Москве Брюллов пишет портреты поэта
графа А. К. Толстого (ГРМ), писателя графа А. А.
Перовского (ГРМ), актрисы Е. С. Семеновой, в замужестве княгини Гагариной.
Слайд 22
1836 - портрет Е. И. Дурновой, жены художника
И. Т. Дурнова (ГТГ)
Слайд 23
В. А. Тропинин - портрет К. П. Брюллова.
Слайд 24
11 июня - чествование Брюллова в Академии художеств,
возложение на него венка из лавра и мирта. Брюллов
получает звание профессора II степени и руководство историческим классом. июнь - встреча Брюллова с императором Николаем I и императрицей Александрой Федоровной. Художник отказывается писать предложенную императором тему "Взятие Казани" и просит позволения написать "Осаду Пскова". В сопровождении Ф. Г. Солнцева выезжает на неделю в Псков для изучения места действия
.
Слайд 25
31 октября - К. П. Брюллов в должности
младшего профессора Академии художеств получает первых учеников, в числе
которых А. Н. Мокрицкий, А. А. Агин, Я. Н. Авнатамов, В. Демидов. Осень - портрет Н. В. Кукольника (ГТГ). Выход в свет книги К. М. Базили "Очерки Константинополя" с иллюстрациями.
Слайд 26
2 апреля - Брюллов начинает работу над портретом
В. А. Жуковского, предназначенным для выкупа на волю Т.
Г. Шевченко. Портрет генерал-адъютанта В. А. Перовского (ГТГ). Брюллов делает эскизы к постановке "Руслана и Людмилы" М. И. Глинки, по которым впоследствии были сделаны костюмы и декорации к IV действию - "Сады Черномора". Портрет А. К. Демидовой. Лето - по приглашению Николая I Брюллов поселяется в Петергофе для написания портретов членов императорской семьи.
Слайд 27
Пишет портрет императрицы Александры Федоровны с дочерью Марией
Николаевной на прогулке верхом (ГРМ, не закончен). Многочисленные портреты
эскизного характера императрицы Александры Федоровны, великих княжон Марии, Александры, Ольги - этюды для неосуществленного группового портрета императорской семьи.
Слайд 28
Портреты эскизного характера великих княжон Александры, Ольги.
Слайд 29
Портрет скульптора
И. П. Витали (ГТГ).
Слайд 30
1838- окончание портрета В. А. Жуковского (Музей Т.
Г. Шевченко, Киев). Лютеранской церковь Святых Петра и Павла,
построена по проекту А. П. Брюллова.
Слайд 31
1838 - Карл пишет большой алтарный образ "Распятие".
Портреты.
Слайд 32
1839 27 января - свадьба К. П. Брюллова
с рижской уроженкой Эмилией Тимм. Брак был неудачным и
продолжался всего несколько месяцев. Личная жизнь Брюллова оказывается предметом широкого обсуждения, что заставляет художника страдать и еще усиленнее отдаваться работе. Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых (ГРМ).
Слайд 33
Портрет баснописца И. А. Крылова (ГТГ), работа для
Казанского собора - центральный образ "Взятие Богоматери на небо"
.
Слайд 34
1840- продолжение работы над эскизом плафона Пулковской обсерватории
("Феб на колеснице" и другие сюжеты).
Слайд 35
1841- завершен "Портрет княгини Е. П. Салтыковой, урожденной
Строгановой" (ГРМ). Работа над портретами художника Я. Ф. Яненко
в латах, К. А. Яниша (ГТГ), певицы А. Я. Петровой, брата (ГРМ). Продолжение работы над большим полотном ("Осада Пскова").
Слайд 36
1842- на выставке в Академии художеств показаны работы
Брюллова "Взятие Богоматери на небо", портреты Самойловой с приемной
дочерью Амацилией Пачини, княгини А. Н. Голицыной, светлейшей княгини М. П. Волконской.
Слайд 37
1843- работа над картиной "Осада Пскова", оставшейся незаконченной.
Портреты членов императорской семьи, этюды для неосуществленного группового портрета.
Художник принимает предложение на создание росписей для Исаакиевского собора . "Христос воскресший" - проект росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Слайд 38
1845 - "Вознесение святой царицы Александры", написанное в
связи со смертью великой княгини Александры Николаевны.
1838-1849 - работа
над темой "Бахчисарайский фонтан".
Слайд 39
1848 июль- август - "Автопортрет" художника (ГТГ).
Слайд 40
1849 27 апреля - Пейзажи, групповой портрет герцога
М. Лейхтенбергского, Э. и Е. И. Мюссар, кн. П.
Р. и кн. А. А. Багратион, М. И. Железнова, Н. А. Лукашевича и К. П. Брюллова ("Прогулка").
1850 - На выставке в Академии художеств экспонируются акварель "Прогулка"
Слайд 41
1851 - портрет археолога Микельанджело Ланчи (ГТГ).