Слайд 2
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в
XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Слайд 3
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и
мебели, выполненную черным и красным , а иногда и
зелёным, жёлтым цветом по золотистому фону.
На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, приобретая уникальный медово-золотистый цвет.
Слайд 4
Происхождение хохломской росписи
По одной из версий, уникальный способ
окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и
рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
Слайд 5
Русские умельцы
Здесь чудо вершил
Кистью русский народ.
Узоры творили,
Травинка и
плод,
И сказка рождалась,
Входила в дома.
Вот так появилась
У нас
хохлома.
Слайд 6
Легенда появления хохломской росписи
Был замечательный иконописец Андрей Лоскут.
Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона,
и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.
Слайд 7
Истоки народного промысла
Гуляя в лесу, в поле, берегом
реки, разве не удивлялись вы красоте родной земли, обильному
разнотравью её лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые труженицы-пчёлы?
Ляжешь на землю и начнёшь рассматривать травинку за травинкой, цветик за цветиком, листок за листочком - сколько их, похожих и непохожих друг на друга! Тут и кудрявые ветки муравки, и узорчатая бахрома тысячелистника, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу, раскрыв зонтики, звёздочки, чашечки цветов -голубых, лиловых, жёлтых, белых.
Слайд 8
Истоки народного промысла
Разве не останавливались вы в восхищении
где-нибудь на полянке или в глухом заповедном уголке леса,
заглядевшись на нежную весеннюю зелень, на чёрное кружево полуобнажённых ветвей среди багреца и золота осенних лип, берёз, кленов?
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
Слайд 9
Распространение народного промысла
По Волге направлялись суда, груженные щепным
товаром на ярмарки, в Среднюю Азию, Персию, Индию. Крестьяне
вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Слайд 10
Элементы хохломской росписи
Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры,
красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.
Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 11
Волшебная красота
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка
– мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки,
чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.
Слайд 12
Волшебная красота
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там
травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто
солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Слайд 13
Матрена
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные
бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась
немножко.
Это русская...
Слайд 14
Матрешка
Владелица усадьбы в подмосковном Абрамцеве привезла из Японии
забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму
пряталась вся его семья, хозяйка показала всем забавную фигурку.
Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину.
Когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.
Слайд 15
Матрешка - путешественница
До недавнего времени все, кто за
рубеж отправлялся туристом или по делу, везли главный сувенир
– расписных русских матрешек. Это была самая выездная и самая деловая кукла мира. Расфуфыренной, долговязой Барби тягаться с ней и смысла не было. Кому в голову придет подарить ее в качестве сувенира, скажем, на каком-нибудь мировом конгрессе? Кому нужна эта легкомысленная особа? Она не вписывалась в ситуацию. А статная матрешка была вхожа в любое общество. Ей по-доброму улыбались короли и королевы, принцы и принцессы, президенты, генералы и адмиралы, звезды кино, а уж о детишках и говорить нечего.
Слайд 16
Ай да матрешечки!
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в
цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся
друг в дружке
Шустрые подружки.
Слайд 20
Жизнь народных традиций в современном мире
Мужской галстук
Дамская сумочка
и платок
Слайд 21
Жизнь народных традиций в современном мире
Рамка для фотографий
Колюще-режущие
предметы
Слайд 22
Жизнь народных традиций в современном мире
Компьютерная клавиатура
Машина под
«хохлому»
Слайд 23
Жизнь народных традиций в современном мире
Стилизованное кафе
Мебель для
дошкольников
Слайд 24
Русские традиции
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних
пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.
Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Слайд 25
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ-
АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ.
ОТГОЛОСКИ ЛЕТА
В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ
ЗОЛОТОЙ
ЛИСТВЫ
У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ –
САРАФАН ПАРЧОВЫЙ
ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ
ЯХОНТЫ ГОРЯТ.
ЧТО ЗА
ЧАРОДЕИ
ХОХЛОМУ ОДЕЛИ
В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ
ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД?
РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ
СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ
ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ
НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ
НАША ХОХЛОМА!
Слайд 26
Композиция описания
1.Часть, в которой содержится общая характеристика предмета
или передается общее впечатление от него.
2. Часть, в которой
говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета. Если описание в художественном стиле, то в первой части может быть выражена основная мысль, которая внутренне скрепляет все элементы описания в единое целое.
Слайд 27
Слова-помощники
Черный фон, сусальное золото, рдеющие кисти рябин, золотые
трилистники, тонкие изящные стебельки, цветочки-звездочки, похожие на перо жар-птицы
листья, пунцовые ягодки земляники, длинные волнистые листья с закруглениями и кольцами.