Слайд 5
АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА
Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных
в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого (1125-1157) типа церкви
Бориса и Глеба в Кидекше (1152), складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности виртуозной резьбой по белому камню.
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества
Слайд 6
ГОРОД ВЛАДИМИРА
В строительную артель, кроме местных мастеров, входили
западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой. Андрей возводил церкви, дворцы,
боевые укрепления. Главные Золотые ворота, возведённые в 1164 году сохранились до наших дней.
Слайд 7
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА ВЛАДИМИРА
Перед безвестным зодчим стояла задача совместить
в одном сооружении две идеи: неприступности крепости и всесильности,
могущества князя Андрея Боголюбского. Дубовые створки ворот были покрыты листами золочёной меди. Отсюда и название ворот – Золотые.
Слайд 8
УСПЕНСКИЙ СОБОР
Наиболее крупным объектом был Успенский собор города
Владимира (1158-1160). Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных
размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложнопрофилированными пилястрами.
Слайд 10
БОГОЛЮБОВО
В 60-е годы в загородной княжеской резиденции –
Боголюбове – был выстроен великолепный архитектурный ансамбль, включавший собор
Рождества Богородицы и соединённый с ним галереей княжеский дворец. До нас дошли лишь лестничная башня и часть перехода между нею и собором.
Слайд 11
ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ
При впадении реки Нерль в
Клязьму на высоком искусственном холме была построена церковь Покрова
(1166). Поразительна утончённость и стройность этого небольшого храма. Это выдающийся памятник не только Владимиро-Суздальского княжества, но и мировой архитектуры.
Церковь Покрова – типичный одноглавый четырёхстопный храм ХII века. В нём налицо все характерные для владимирского зодчества черты: щелевидные окна, перспективные порталы, аркатурно-колончатый пояс по фасадам и карнизу апсид.
Три широких центральных прясла трёх фасадов храма украшены фигурой Давида-псалмопевца, с гуслями на коленях, в окружении зверей и птиц, поющего всё многообразие мира, прославляющего «всю тварь земную».
Историки архитектуры полагают, что первоначальный облик храма был более торжественным за счёт опоясывавших его внешних галерей.
Исторические источники связывают возведение церкви Покрова с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе погиб сын Андрея молодой князь Изяслав. В память об этих событиях и в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.
Слайд 13
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ
В 1194-97 гг. во Владимире
для князя Всеволода Большое Гнездо (1176-1212), прозванного так за
многочисленное потомство, был построен новый дворцовый храм – Дмитриевский собор.
Не лёгкостью и изяществом, а эпической силой веет от его внушительно-массивного образа как от былинного богатыря Ильи Муромца. Его высота почти равна ширине.
Слайд 15
Особенностью Дмитриевского собора является его резной декор. В его
настенных барельефах отразились скульптурные образы языческой Руси вперемежку с
восточными мотивами и сюжетами из Библии. Мастера выполнили грандиозную работу, они покрыли резьбой около тысячи камней!
На фасадах Дмитриевского собора встречаются изображения сидящего на троне библейского царя Соломона, фигуры святых. Все они находятся в окружении зверей, птиц, растений, чудищ, скачущих всадников. По стенам шествуют барсы, волки, грифоны, львы.
Слайд 17
Интересно соотношение скульптурных изображений на фасадах:
скульптур на религиозные
темы – 46;
птицы изображены более 250 раз;
звери встречаются 243
раза
Но чаще всего встречается царь зверей лев. Здесь 125 разных его портретов! Стены Дмитриевского собора украшают рельефы львов лежащих и стоящих, львиные маски. Царственный зверь занимает почётное место у ног царя или по бокам от окна и двери.
Слайд 19
ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР В ЮРЬЕВЕ-ПОЛЬСКОМ
Поистине лебединой песней домонгольского зодчества
является Георгиевский собор в Юрьеве Польском (1230-34). Торжественностью облика
этот храм ступенчато-столпообразной формы, украшенный рельефной резьбой, покрывавшей сплошь все стены, превосходил многие постройки Киева, Смоленска и Владимирской земли.