Слайд 3
Федор Александрович Васильев
Феномен "художественного происхождения" пейзажиста Федора Александровича
Васильева всегда продолжал и продолжает удивлять всякого, кто так
или иначе соприкасается с его творчеством. Искусствовед Л.И. Иовлева отмечает, что на горизонте русского искусства 1860-х годов он возник лет в восемнадцать, почти мальчиком-самоучкой. Но как-то неожиданно, почти внезапно вошел на равных в число ведущих художников того времени.
Слайд 4
Веселый, остроумный, темпераментный юноша Ф. Васильев, каким он
предстает со страниц воспоминаний И.Е. Репина и И. Крамского,
был болен неизлечимой в то время болезнью - чахоткой. Он уехал в Крым и последние два года прожил в Ялте.
Слайд 5
В Крыму Ф. Васильевым была написана и картина
"Мокрый луг", ставшая одним из шедевров русской пейзажной живописи.
В ней он хотел выразить свои чувства, всю любовь свою - все, что бережет память сердца. На ней не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного моря - всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
Слайд 6
..Уходит гроза, но небо еще кипит и бурлит.
С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще
слышны раскаты грома - все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Даже особенно небо, проникнутое типично Васильевским настроением, которое противопоставлено на полотне зловещим тучам, еще низвергающим потоки дождя на виднеющийся вдали лес.
Слайд 7
Небо в полотнах Ф. Васильева всегда играет значительную
роль, а в "Мокром луге" оно является едва ли
не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле тенями.
Слайд 8
Как бы в противоположность напряженной жизни неба вся
остальная часть пейзажа предельно проста и линии рисунка ее
мягче, спокойнее. Каждая деталь картины (а их на этом полотне много) - это вариация основной темы, но все детали так растворены в целом, что их познаешь только при очень внимательном рассмотрении.
Слайд 9
С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе
зрителя простотой и привычностью мотива. В глубине широкой низины
высятся два развесистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди - почти в центре - блестит болотистая заводь с топкими берегами.
Слайд 10
"Мокрый луг" был представлен на конкурс Общества поощрения
художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую
премию (первая была присуждена картине И. Шишкина "Сосновый бор"). В отношении к природе и к искусству у обоих художников было много общего. Оба они были детьми той земли, которую воспевали; оба были с ней тесно связаны, знали ее со всеми ее тайнами и потому умели видеть и так трепетно передавать ее красоту.