Слайд 2
Как появилось стекло
У античных
историков мы находим легенду о втором чудесном рождении стекла.
Финикийский корабль был застигнут непогодой в открытом море. Пристав к берегу, моряки разложили костер, заслонив его от ветра глыбами соды, которую купцы везли из Египта. А наутро вокруг кострища нашли множество блестящих прозрачных камешков. Это были кусочки стекла, получившиеся из расплавившихся от жара и соединившихся между собой соды, песка и древесной золы.
Слайд 3
Стекло, являясь «переохлажденной жидкостью», преломляло лучи света и
сверкало в них как драгоценный камень. Потому и ценилось
так же высоко, как самоцветы.
Слайд 4
Производство стекла существовало
в Древнем Египте уже в IV тысячелетии до н.э.
Через тысячу лет шумеры научились делать стекловидную глазурь. Еще тысяча лет понадобилась египтянам Нового Царства для разработки техники изготовления сосудов из цветного стекла, намотанного спиралью. Живопись на стекле появилась за 500 лет до н. э. Античные греки и римляне делали из цветного катаного стекла затейливые резные цилиндрические кубки и чудесные многоцветные вазы. Финикийские мастера из Сидона славились изделиями тонких причудливых форм с налепами. Их секреты впоследствии переняли венецианцы, создавшие неповторимое муранское стекло.
Амфора. Др. Рим
Ваза. Др. Египет
веке до н. э., предположительно в Сирии, была изобретена
техника выдувания стекла. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна своих роскошных дворцов.
Ваза. Сирия
Слайд 6
Но то, что мы сегодня называем витражами, было
создано в сердце Европы через тысячу лет после Рождества
Христова.
Слайд 7
Предание гласит, что поначалу
в огромных готических соборах было сумрачно и оттого страшно.
Адские существа мерещились прихожанину во всех углах.
прекрасный день на фасаде большого собора, построенного во французском
городе Реймсе, расцвела божественная роза. Сквозь ее разноцветные лепестки в каменные пустоты храма заструился свет небесной благодати, и чудовища исчезли вместе с первобытной тьмой.
Слайд 9
Витраж (фр. vitrage —
остекление, от лат. vitr-um — стекло) — это орнаментальная
или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого пропускающего свет материала, создающая в интерьере сложную игру окрашенного света. В архитектуре термином «витраж» обозначают также сплошное остекление фасада, чаще всего — в металлических переплетах.
Слайд 10
Проходя через цветное стекло,
луч света, преломляясь и дробясь на спектральные составляющие, окрашивается
в яркие, необычные тона. Человеку средневековья насыщенные краски, созданные с помощью света, представлялись истинным чудом, подлинным торжеством всепобеждающего небесного Провидения над темными силами Зла. Витраж становился гранью двух миров. Он, пропуская свет, делал невидимым внешнее пространство и перевоплощал внутреннее, создавая неповторимую игру движущегося «живого» света в интерьере.
Слайд 11
Техника изготовления витражей
окончательно оформилась в XI веке. В трактате об искусстве,
написанном в 1100 году германским монахом Теофилусом, мы находим тонкости витражной технологии, сохранившиеся до наших дней. Уже в XII веке витражи появляются и в убранстве византийских церквей.
Западной Европе разрабатывается новый метод окраски стекла для витражей
— «желтая серебряная краска», или «серебряное травление». Открытие этого способа живописи на стекле пришлось на эпоху Возрождения. Оно совпало по времени с изготовлением бесцветного стекла лучшего, чем прежде, качества и значительно большего размера. Поэтому в витражах XIV-XVI веков появились огромные (по тем временам) фрагменты бесцветного стекла с изображениями тематических сюжетов.
Слайд 13
В Германии, Швейцарии, Франции,
Чехии, Италии, Англии и Нидерландах во времена Ренессанса витраж
стал доступен практически всем слоям населения, независимо от достатка и социального положения. Медальоны, выполненные в технике серебряного травления, вставлялись в деревянные переплеты окон рядовых граждан. Витражи являлись проповедниками веры и высокой морали. На витражах стали изображать покровителей их владельцев, знатных аристократов, членов королевской семьи, героев эпохи Реформации.
Слайд 14
В России витраж появился
лишь в первой четверти XIX века. Перенесенный на русскую
почву вместе с европейской готикой, он раньше всего прижился в загородных императорских резиденциях, где находился в романтическом окружении пейзажных парков. Периода подлинного расцвета российский витраж достиг на рубеже XIX-XX веков. Витражи стали обязательным элементом дворцовой архитектуры, широко использовались при сооружении и убранстве храмов, в строительстве роскошных новомодных светских зданий. Витражные окна украсили тогда шедевры русского зодчества, в частности, коттедж и церковь св. Александра Невского в Петергофской Александрии, башню-часовню Шапель1 в Царском селе, павильон Ферма в Павловске.
Слайд 15
Зенита витражный модерн достиг
в середине I десятилетия XX века, благодаря творчеству М.
А. Врубеля, ставшего родоначальником неоромантического витража. Однако эпоха модерна быстро сменяется эпохой эклектики, что, естественно, отражается на витражной моде.
В период расцвета эклектики витражи получают в России широкое распространение не только в дворянской, но и в буржуазной среде. Витражное стекло становится важнейшей имиджевой составляющей интерьеров ванных и курительных комнат, буфетных и столовых, биллиардных и библиотек, будуаров и кабинетов. Витраж свидетельствует не только о богатстве своих владельцев, но и об их принадлежности к интеллектуальной элите, разбирающейся в искусстве, следящей за модой и обладающей утонченным художественным вкусом.
Слайд 16
С конца 70-х годов
XX века во всем мире происходит бурный процесс возрождения
интереса к витражам, ознаменовавший начало новой эпохи в восприятии пространства и света. Он связан с усовершенствованием традиционных и появлением передовых методов производства и обработки стекла. Новейшие технологии позволили воспроизводить в стекле любой стиль искусства, поэтому витраж поистине пережил свое второе рождение. Он обрел новое звучание, преобразил наше духовное восприятие материального мира.