Слайд 2
Соборная мечеть, XIII век.
Единственное сохранившееся религиозное сооружение раннезолотоордынского
периода. Мечеть высоко возвышалась над окружающими постройками и хорошо
просматривалась с воды. Величественное сооружение было призвано демонстрировать мощь государства и величие ислама. К северной стене Соборной мечети примыкает выступ — это фундамент Большого минарета, не сохранившегося до наших дней.
Слайд 3
Северный мавзолей
Северный мавзолей, XIV век, был выстроен над
захоронениями знатных людей. Также известен под названием «Монастыpcкий погреб»,
так как использовался для хранения продуктов. Сегодня в мавзолее функционирует выставка булгарских эпиграфических памятников.
Слайд 4
Восточный мавзолей XIV век.
Усыпальница болгарской знати, наиболее полно сохранившийся памятник булгарской архитектуры.
В начале XVIII века мавзолей был перестроен и использовался в качестве церкви. Экспозиция внутри здания на примере археологического раскопа рассказывает историю городища начиная с XI века и до наших дней.
Слайд 5
Церковь Успения, XVIII век.
Построенная в исламском регионе церковь
наглядно демонстрирует следы политики русификации, проводимой царским правительством. Сейчас
в бывшей церкви музей, в котором собраны найденные во время археологических раскопок свидетельства материальной культуры, быта болгар: посуда, инструменты ремесленников, ювелирные украшения.
Слайд 6
Баня Баши в Софии
Сохранившиеся постройки являлись частью
множества усыпальниц, поминальных мечетей, расположенных на территории «Ханского кладбища».
По преданию, на этом месте захоронены сахибы — первые проповедники ислама на булгарской земле.
Слайд 7
Белая палата — руины бани XIV века
На Востоке
опрятность считается синонимом добродетели, поэтому бани всегда играли важную
роль в общественной жизни. Залы при банях часто выступали местом собраний, бесед, публичных выступлений. Для женщины баня была единственным местом, где она могла встречаться с подругами и проводить время в праздных разговорах.
Слайд 8
Черная палата, XIV век,
Наиболее хорошо сохранившийся памятник
булгарской архитектуры. Точное предназначение ее до сих пор неизвестно.
Одни исследователи считают, что в этом здании располагалось судилище, другие — мечеть или медресе, а третьи утверждают, что кельи и просторный зал для моления предназначались для странствующих дервишей.
Слайд 9
Свияжск – это историко-культурная жемчужина Республики Татарстан. Древняя
крепость, построенная в далеком средневековье в правление Ивана Грозного,
служила военным форпостом в Поволжье и местом отдыха и подготовки военных частей для похода на неприступную крепость Казань. После взятия Казани Остров-град продолжал жить и рассказывать свои воспоминания о лучших и тяжких временах. В этом городе дух истории и жизни чувствуется в каждом памятнике, улице, закоулке.
Слайд 10
Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца – это одна
из архитектурных жемчужин историко-культурного комплекса Свияжска. В течение уже
четырех столетий этот храм является местом паломничества многих православных верующих не только Поволжья, но и России. Никольская церковь одна из древнейших, средневековых церквей, расположенных на территории историко-культурного комплекса Свияжска. Некоторые исследователи считают что, что церковь Николая Чудотворца – это первый каменный храм-крещальня на побережье Волги.
Церковь Николая Чудотворца была заложена в 1555 г. и освящена архимандритом Германом 6 декабря 1556 г. Храм строился псковскими мастерами-зодчими, которыми, возможно, руководил Иван Ширяя.
Слайд 11
Сергиевская церковь
Первоначально церковь была деревянной.
В начале XVII в. храм был перестроен и становится
каменным. Церковь была освещена 7 октября 1604 г. в честь особо почитаемого православного русского Святого – Сергия Радонежского. Именно Сергиевская церковь станет центром Троице-Сергиевского монастыря.
Храм сложен из белого камня разной величины и является двухэтажным зданием. Церковь располагалась на втором этаже, а первый этаж служил складным помещением для монастырского хозяйства, а по некоторым преданиям здесь также располагались кельи монахов.
В Сергиевском храме хранилась главная святыня Свияжска – древняя икона Сергия Радонежского. Имелось предание, что икону привезли из Троице-Сергиевской Лавры.