Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или1390—1441) —фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.
Слайд 4
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился
в Северных Нидерландах в г. Маасейк. Учился у старшего
брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. В 1427—1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1427 г. Посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Вероятно, встречался с Робертом Кампеном, либо видел его работы. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон — 9 июля 1441).
Слайд 5
Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка — Гентский
алтарь, созданный, возможно, совместно с братом Хубертом. Ян ван
Эйк выполнил его по заказу богатого гентского бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы в 1422—1432 гг. Это грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур. Среди шедевров Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой — так называемый «Портрет четы Арнольфини».
Слайд 6
Гентский алтарь Гентский алтарь создан по заказу Йоса Вейдта
для своей семейной капеллы Иоанна Богослова в гентском соборе
Святого Бавона. Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Освящён 6 мая 1432. Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
Слайд 8
Внешняя сторона алтаря В закрытом состоянии — на внешней стороне
алтаря изображён Донатор и его жена, молящиеся перед статуями
Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В среднем ряду изображена сцена Благовещения. Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж, который, как считается, соответствовал виду из окна в доме Вейдтов. В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествиеХриста.