Слайд 2
Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых
загадок картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих
произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенстОсобенно завораживает зрителя демоническая обворожительность этой улыбки. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая кажется то обольстительно улыбающейся, то застывшей, холодно и бездушно смотрящей в пространство, и никто не разгадал ее улыбку, никто не истолковал ее мысли. Все, даже пейзаж, таинственны, подобно сновидению, трепетны, как предгрозовое марево чувственности[3](Мутер).ва.
Слайд 3
Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является
не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой
психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при всем том, эта улыбка абсолютно естественна, и в этом именно сила её очарования. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»
Слайд 4
Философ А. Ф. Лосев пишет о ней резко
негативно: …"Мона Лиза" с её «бесовской улыбочкой». «Ведь стоит
только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой кроме слабости она рассчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством»
Слайд 6
Загадочная улыбка Мона Лизы – источник вдохновения для
одних и жестокого отчаяния для других. В 1852 году
Люк Масперо, французский художник, выбросился из окна четвертого этажа гостиницы в Париже и разбился насмерть. В его предсмертной записке было сказано, что он предпочел смерть после многолетних попыток понять тайну улыбки Моны Лизы. Сегодня посетители Лувра спрашивают себя и других о том же: как всё-таки она улыбается?
Слайд 7
Д-р Маргарет Ливингстон, невролог Гарварда, объясняет загадку улыбки
Моны Лизы, ссылаясь на устройство человеческого глаза. Участок нашего
органа зрения, задействованный при прямом взгляде, позволяет распознавать детали, цвета и читать мелкий шрифт, а периферийные участки глаза считывают тени, различают ахроматические (черные и белые) цвета, а также улавливают движение.
Когда человек смотрит на Мону Лизу, участок «прямого взгляда» сосредоточен на ее глазах, оставляя периферийной области ее рот. Так как периферийное зрение менее точно и не различает деталей, тени на скулах Моны Лизы увеличивают кривизну ее улыбки.
Однако стоит зрителю посмотреть на рот Моны Лизы, участок «прямого взгляда» не считывает тени, и лицо на портрете больше не кажется столь широко улыбающимся. Таким образом, появление и исчезновение улыбки Моны Лизы на самом деле кроется в особенностях зрения смотрящих.
Слайд 8
Еще одной схожей версией является мнение, что Джаконда
- автопортрет художника. Подобное заключение сделано американскими исследователями в
результате сравнительного анализа с помощью компьютерной программы анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
Слайд 10
Интересным является мнение о портрете и Зигмунда Фройда:
«Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника». Эта версия
З. Фройда совпадает с жизнеописанием Леонардо, по данным которого он был лишен материнской опеки, поскольку был рожден от простой крестьянки по имени Катерина, с которой был разлучен сразу же после своего рождения. С точки зрения классического психоанализа, такое утверждение вполне вероятно, поскольку еще в детском возрасте у Леонардо мог сформироваться так называемый эдипов комплекс, который заключается в проявлениях любви и желании инцеста с матерью, при одновременном проявлении ревностного отношения, а иногда и ненависти к отцу.