17 век нельзя считать расцветом русской живописи, так же нельзя и сказать, что русская живопись 17 века была в большом упадке. Икона 17 века, конечно, проигрывает в духовности иконам эпохи Андрея Рублева и Феофана Грека, то в гораздо меньшей степени
Слайд 2
17 век нельзя считать расцветом русской живописи, так же нельзя
и сказать, что русская живопись 17 века была в большом упадке.
Икона 17 века, конечно, проигрывает в духовности иконам эпохи Андрея Рублева и Феофана Грека, то в гораздо меньшей степени это относиться к фреске. В 17 веке создаются монументальные росписи в Ростовском и Московском Кремле, храмах Ярославля, Вологды, и других русских городов.
Слайд 3
Несмотря на развитую специализацию, 17 век русской живописи стал веком
искусства, а не ремесленной подделки. Выдающиеся иконописцы проживали в
Москве. Числились они в ведомстве Иконной Палаты Иконного приказа. В конце 17 века стали работать мастерами Иконного цеха Оружейной палаты.
Слайд 4
В начале 17 века больших успехов добился Прокопий Чирин. Чирин
был уроженцем Новгорода. Его иконы выполнены в неярких красках,
фигуры по контуру очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом.
Слайд 5
Еще одним замечательным русским живописцем 17 века был
Назарий Савин. Савин предпочитал фигуры удлиненных пропорций, узкоплечие и
длиннобородые. В 30 годы 17 века Савин возглавил группы иконописцев, написавших деисусный праздничный и пророческий чины для иконостаса церкви Положения Ризы Богородицы и в Московском Кремле.
Слайд 6
В XVII в. процесс обмирщения русской культуры затронул
и живопись. Выразилось это как в том, что даже
в каноническую иконопись стали проникать светские идеи, так и в том, что появилась собственно мирская (портретная) живопись.В иконописи в то время господствовали два стиля: «годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону, и «строгановский» (заказчики - купеческий род Строгановых) — искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента .
Слайд 7
Произведения мастеров Оружейной палаты — Семена Федоровича Ушакова и его учеников
(Г. Зиновьева, И. Максимова, Т. Филатьева, К. Уланова) —
сочетали в себе традиционные приемы и новаторские идеи – стремление придать изображаемым сюжетам перспективу и объемность. Самым известным творением Семена Ушакова является икона «Спас нерукотворный», передающая с помощью светотени красоту правильного человеческого лица.
Слайд 8
Необходимость восстановить внутреннее убранство церквей после интервенции и
Смуты привела к последнему взлету фресковой живописи, которая стала
чрезвычайно декоративна. Наиболее известными создателями поздней фрески считаются работавшие в Ярославле артели Гурия Никитина, расписавшие церковь Ильи Пророка и Дмитрия Григорьева, украсившие храм Иоанна Предтечи в Толчкове