Слайд 2
Происхождение слова «концерт»
Слово «концерт» произошло из двух источников:
латинское
concertare — «состязаться»,
итальянское concerto — «гармония, согласие».
Впервые слово «концерт» было применено
в 16 в. для обозначения вокально-инструментальных произведений, в отличие от термина a cappella, который обозначал чисто вокальные сочинения
Слайд 3
Происхождение слова «концерт»
До середины 17 в. слово «концерт»
и прилагательное «концертный» (concertato) продолжали относиться к вокально-инструментальной музыке, но
во второй половине этого столетия сначала в Болонье, а потом в Риме и Венеции появились уже чисто инструментальные концерты
Слайд 4
. Антонио Вивальди, один из самых знаменитых и плодовитых
композиторов итальянского барокко, написал множество сольных концертов, в том
числе четыре концерта для скрипки, известные под названием Времена года.
Слайд 5
Концерт как жанр музыкального произведения
КОНЦЕРТ (итал. concerto), одночастное
или многочастное инструментальное музыкальное произведение для одного или нескольких
солирующих инструментов и оркестра
Действительно, взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра в концерте содержат элементы и «партнерства», и «соперничества».
Слайд 6
Исполнители концерта - Симфонический оркестр и солист
Слайд 7
«Первый концерт для фортепиано с оркестром»
написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах
и впервые исполнен 25 октября 1875 года в Бостоне Гансом фон Бюловым
Слайд 8
1 ноября 1875 концерт был впервые исполнен в России
(в Петербурге)
В XX веке Первый концерт вошёл в репертуар ведущих
мировых пианистов. Его исполняли и записывали Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Лев Оборин, Владимир Ашкенази, Михаил Плетнёв, Андрей Гаврилов, Денис Мацуев.
С 1958 года это сочинение входит в обязательную программу финального тура Международных конкурсов имени П. И. Чайковского.
Слайд 9
Строение «Концерта»
инструментальные концерты, как правило, 3 — х частны.
В первой
части темы вначале излагаются оркестром, затем — солистом и
оркестром; Темп первой части, как правило, подвижный.
Вторая часть — медленная. Ее музыка выражает возвышенное раздумье-созерцание
Третья часть Финал концерта кода торжественного характера.
Слайд 10
Принцип контраста
Что такое контраст?
Какие контрасты бывают в музыке?
Концерт
это инструментальное произведение из 3 частей, для солиста и оркестра, строится, как
правило, по принципу контраста.
Слайд 11
Чайковский всегда стремился создать концерт именно на основе
народного материла.
В музыке Первого концерта Чайковский использовал украинские народные
темы: напевы лирников, услышанный им на Украине. Композитор писал об этом так: – "Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента – лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом…”
Слайд 12
Мы прослушаем фрагмент Первого концерта великого русского композитора
П.И. Чайковского. Он прозвучит в исполнении всемирно известно музыканта
Вана Клиберна.
В 1958 году этот пианист стал лауреатом первого Международного конкурса музыкантов имени П.И. Чайковского в городе Москве… Сегодня, как и тогда, пианисты, скрипачи, вокалисты и другие музыканты-исполнители съезжаются со всех стран мира в Москву, чтобы поучаствовать в этом конкурсе. А пианисты обязательно исполняют Первый концерт для фортепиано П.И. Чайковского.
В июне 2015 году в Москве пройдет 15 Международный конкурс музыкантов имени П.И. Чайковского
Слайд 13
Вторая часть — лирическая по характеру.
По воспоминаниям М.И.Чайковского,
во 2 части концерта композитор использовал французскую песню, которую
часто напевали его младшие братья.
Слайд 14
Третья часть — финал — быстрая, жизнерадостная,
нередко связанная с народно-жанровыми источниками.
В третьей, заключительной части
– финале концерта, Чайковский использовал украинскую песню “Выйди, выйди, Иванку.”