Слайд 2
Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович 25 сентября 1906 года.
Отец, Дмитрий Болеславович, — инженер-химик, революционер, сосланный на вечное
поселение в Сибирь.
Музыкально одаренной была мать будущего композитора — Софья Васильевна.
Когда Мите исполнилось одиннадцать лет, она решила определить его в частную музыкальную школу Гляссера.
Слайд 3
Александр Константинович Глазунов
Дмитрий Шостакович был представлен известному композитору,
директору Петроградской консерватории Александру Константиновичу Глазунову.
Глазунов посоветовал ему всерьез
заняться композицией, считая ее основным призванием талантливого юноши.
Директор консерватории сравнил Дмитрия Шостаковича с Моцартом.
Слайд 4
Петроградская консерватория
Окружающих — и профессоров, и студентов —
поражала необыкновенно яркая и разносторонняя одаренность Дмитрия: блестящая музыкальная
память, умение прекрасно читать с листа не только фортепианную литературу, но и сложные оркестровые партитуры, пытливый, острый ум, способный быстро воспринимать и оценивать все, что он слышал в классах консерватории, на концертах.
Слайд 5
Глава семьи
В 1922 году умирает отец Дмитрия.
Шостакович
идет работать в кинотеатр музыкальным иллюстратором.
В 1923 году удачно
заканчивает консерваторию по классу фортепиано
Слайд 6
Самостоятельный путь
К окончанию консерватории Дмитрий создал Первую симфонию.
Эта симфония сразу же определила место Шостаковича в советской
симфонической музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых композиторов.
Слайд 7
В конце 1920-х годов Шостакович начинает сотрудничать с
некоторыми театральными режиссерами и кинорежиссерами — музыкально оформляет драматические
спектакли и кинофильмы тех лет.
Слайд 8
Гимн ООН
Лейтмотивом кинофильма «Встречный» является знаменитая «Утренняя песня»
(или «Песня о встречном»), рисующая коллективный образ молодых рабочих.
Слайд 9
Нос
В 1928 году композитором была создана первая опера
— «Нос» на сюжет повести Н. В. Гоголя.
Слайд 10
Так же, как Гоголь, Шостакович был уверен в
том, что литература, искусство могут изменить жизнь, сделать ее
не только осмысленной, но и прекрасной, — нужно только показать все, что делает ее безобразной, подчеркнув, что много зависит от самих людей.
Слайд 11
Опера
«Катерина Измайлова»
Сатирический гротеск и бытовая сатира присутствуют
и во второй опере Шостаковича — «Катерина Измайлова» (1932).
Но основным здесь стал высокий трагедийный пафос потому опера имеет подзаголовок «трагедия-сатира».
Слайд 12
Балеты
«Золотой век», «Болт»,
«Светлый ручей».
Слайд 13
Запрет музыки
Оперы «Нос» и «Катерина Измайлова», балет «Золотой
век» в 1936 году подверглись уничтожающей критике в статье
«Сумбур вместо музыки» в газете «Правда». Подающий большие надежды композитор, которому была близка атональность Шёнберга и конструктивизм Стравинского, а также джаз, музыкальный футуризм, получил жестокий удар.
Слайд 14
Пятая симфония
Пятая симфония явилась первой кульминацией симфонического творчества
Шостаковича, одной из вершин всего советского симфонизма. «Оптимистической трагедией»
назвали ее современники. «Страшная сила эмоционального воздействия, но сила трагическая», — говорил об этой симфонии писатель А. Фадеев.
Слайд 15
7 симфония
Начавшаяся в 1941 году война отодвинула на
дальние сроки осуществление замыслов мирного времени.«Нашей борьбе с фашизмом,
нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — и посвящаю свою 7-ю симфонию», — написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.
Слайд 16
http://poiskm.ru/artist/14418-SHostakovich
Слайд 17
С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей
Седьмой симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», — вспоминал
он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбежки не могли помешать вдохновенному труду.
Общее содержание симфонии — противопоставление и борьба двух непримиримо враждебных образов. Это уже не отвлеченные категории добра и зла, а вполне конкретные образы: мир советских людей и фашизм.
Слайд 18
9 августа того же года, когда по плану
фашистского командования Ленинград должен был пасть — оно даже
назначило на этот день парад своих войск в Ленинграде, — Седьмая симфония Шостаковича была исполнена в этом городе — измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.
Слайд 19
ГАЯНЭ ЭЛОЯН
СЕДЬМОЙ СИМФОНИИ Д. ШОСТАКОВИЧА
Врага как надо
было ненавидеть.
Как надо было Родину любить,
Чтоб каждый день,
в глаза заглядывая смерти,
Симфонию бессмертную творить.
В ней все: обида, боль, непониманье,
Что поначалу пережили все,-
Переплавлялось в сердце и бурлило,
Рождая ненависть к врагу, любовь к стране.
И изумив весь мир своею стойкостью,
Провозгласив врагу свой приговор,
Симфония вела людей в бессмертие-
Сама бессмертной став с тех давних пор.
И все сбылось, о чем сказала музыка:
Была и боль, и слезы от потерь,
Была и радость, на слезах настояна,
Когда пришел победы светлый день!
Слайд 20
Премьеру симфонии транслировали все радиостанции США, Канады, Латинской
Америки — ее слушало около 20 млн. человек.
Более 60
раз прозвучала эта симфония на Американском континенте в течение лишь нескольких месяцев 1942 года!
В 1943 году Шостакович вернулся из эвакуации и поселился в Москве. Отныне он навсегда связал себя с этим городом. Здесь он работает над Восьмой симфонией.
Слайд 21
Послевоенный период
Кончилась война. Произведения Шостаковича с огромным успехом
звучали в исполнении лучших музыкантов на всех континентах земного
шара.
И тем не менее, в тот период композитор вновь был подвергнут уничижительной критике.
Его произведения назвали ненужными и даже вредными формалистическими опытами.
Слайд 22
10 симфония
Десятая симфония — одно из самых лиричных
произведений. Музыка Десятой симфонии прекрасна своей выразительностью и напевностью.
Причем характер большинства мелодий — исконно русский, глубоко лиричный, проникновенный.
Слайд 23
13 симфония
Литературной основой Тринадцатой симфонии, завершенной в 1961
году, стали стихи Е. Евтушенко — поэма «Бабий Яр».
Музыка и слово являются в ней равными компонентами для выражения не только сложных движений человеческой души, но конкретных событий — личных или исторических, которые составляют основу содержания того или иного произведения.
Слайд 24
14 и 15 симфонии
Новые симфонии Шостаковича — Четырнадцатая
(1969) и Пятнадцатая (1971) — обрисовывают круг морально-этических проблем
нашего сложного времени и вместе с тем общечеловеческого значения. Во всех этих произведениях мы неизменно ощущаем породившую их эпоху, с обнаженными контрастами и необычайно напряженным ритмом жизни.