Слайд 2
Соната – (от итал. Sonare – звучать) –
один из самых распространенных жанров камерной музыки.
Сонатой называется многочастное
циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.
Слайд 3
Наиболее острой и напряженной является первая часть сонаты.
Обыкновенно она написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро).
На основе взаимодействия музыкальных тем и образов происходит раскрытие драматического содержания.
Темы: главная и побочная.
Слайд 5
В экспозиции происходит появление основных музыкальных тем.
В разработке
эти темы звучат по-новому: взаимодействуют друг с другом, распадаются
на отдельные мотивы, интонации, сталкиваются и переплетаются.
В репризе повторяются основные темы экспозиции, но с изменениями, вызванными «событиями» разработки.
Слайд 7
Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать
не только в инструментальных сонатах, но и в симфонических
увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных произведениях, как концерт и симфония.
Слайд 8
Соната № 8. «Патетическая».
Л. Бетховен (1770 –
1827)
Слайд 9
Музыка Л. Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической
личности, которой не чужды и лирические настроения.
В фортепианных сонатах
композитора предстает вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями, страстями, конфликтами.
Слайд 10
Название сонаты № 8 – «Патетическая» - принадлежит
самому Л. Бетховену.
Соната состоит из трех частей.
Контрастное сопоставление частей,
их столкновение, борьба придают музыке драматический характер.
В отдельных моментах сонаты сложность партии фортепиано вполне могла бы сравниться с сложностью игры самого оркестра.
Слайд 11
Быстрой музыке 1 части предшествует обширное медленное вступление
. Именно в нем возникает первое противопоставление образов –
источник конфликта.
Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех её частях.
Но, при этом, все темы сонаты изначально родственны.
Слайд 12
Из темы вступления вырастает главная партия 1 части.
А
из побочной – тема рондо 3 части (финала).
Необходимым
этапом развития становится 2 медленная и певучая часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого.
Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению
этой части является быстрая и взволнованная 3 часть.
Слайд 13
Соната № 2.
С. Прокофьев (1891 – 1953)
Слайд 14
Соната № 2 была написана С. Прокофьевым во
время обучения в консерватории в 1912 году.
В ней
слышна почти беспрерывная смена контрастных образов и состояний: от задорно-радостных, до нежно-лиричных.
Слайд 15
В экспозиции помимо главной и побочной тем, есть
две другие – связующая и заключительная темы.
Остроумно и
необычно построена разработка.
Будто в опере или балете, постоянно происходит смена «сцен».
Слайд 16
Соната № 11 ля мажор.
В.А.Моцарт (1756-1791)
Слайд 17
1 часть сонаты написана в вариационной форме.
И
это отступление продиктовано замыслом композитора: в сонате нет драматического
содержания, в ней преобладают лирические образы.
Слайд 18
В музыке XVIII века ярко предстает эпоха галантных
манер. Подчиняясь особой «формуле» композиторы того времени всячески подчеркивали
внешнюю красивость и аристократическую манерность.
Однако, в музыке В.Моцарта «формула» эта приобретает особый, глубокий смысл.
Слайд 19
В сонате № 11 три части:
1) Тема
с вариациями
2) Менуэт
3) Финал
Слайд 20
Огромную популярность соната получила благодаря знаменитому финалу –
Турецкому маршу – «Rondo alla turca», как называл эту
часть сам Моцарт.
В то время в европе впервые зазвучала турецкая музыка, важное место в которой занимал турецкий барабан, удары которого Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты.
Слайд 22
Вторая часть сонаты для фортепиано №2 Л.Бетховена Largo
appassionato упоминается в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет".
Слайд 23
В первом матче суперсерии СССР — Канада 1972
года после второго гола канадцев под сводами монреальского «Форума»
зазвучал похоронный марш Шопена: третья часть сонаты №2 для фортепиано. Однако именно после этого советская сборная смогла собраться и забросить семь шайб.
Слайд 24
Первым исполнителем сонаты си минор был не автор,Ф.Лист
, а его зять, дирижер и пианист Ганс фон
Бюлов. При чем Музыкальный критик Эдуард Ганаслик отрицательно отозвался о сонате . Й.Брамс заснул во время исполнения. Немецкая «Nationalzeitung» подытожила: «Соната — приглашение к свисту и топоту».