Слайд 2
Вольфганг Амадей Моцарт
1756-1791гг.
Слайд 3
Биография
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге,
бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится
на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в соборе святого Руперта. Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд Моцарт был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов.
Слайд 4
В Лондоне малолетний Моцарт был объектом научных исследований,
а в Голландии, где во время постов строго изгонялась
музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея
Слайд 5
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном
и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое
путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию. Всюду он возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами.
Слайд 6
Венский период
В 1781 году Моцарт окончательно поселился в
Вене. На рубеже 70-80-х годов император Иосиф II был
увлечён идеей развития немецкой национальной оперы — зингшпиля, ради которого ещё в 1776 году в Вене была закрыта Итальянская опера. По заказу императора в 1782 году Моцарт написал для немецкой труппы зингшпиль «Похищение из сераля»,восторженно принятый в Вене и вскоре получивший широкое распространение в Германии.
Слайд 7
В этом же году Моцарт женился на Констанце
Вебер, сестре Алоизии Вебер, в которую он был влюблен
во время пребывания в Мангейме. В первые же годы Моцарт приобрёл в Вене широкую известность; популярностью пользовались его «академии», как назывались в Вене публичные авторские концерты, в которых исполнялись сочинения одного композитора, нередко им самим.Именно для этих «академий» написана большая часть его клавирных концертов
Слайд 8
В 1783—1785 годах были созданы 6 знаменитых струнных
квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра,
и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
Констанца Вебер (жена Моцарта)
Слайд 9
Однако с оперой у Моцарта в последующие годы
в Вене складывалось не лучшим образом .Оперы «L’oca del
Cairo»и«Lo sposo deluso»остались неоконченными. Наконец , в 1786 году была написана и поставлена опера«Свадьба Фигаро», автором либретто которой был Лоренцо да Понте. Она имела в Вене хороший прием , однако после нескольких представлений была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро»лучшей оперой Моцарта. Зато в Праге«Свадьба Фигаро»имела ошеломляющий успех, мелодии из неё распевали на улице и в трактирах.
Слайд 10
Творчество
Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих,ясных форм
с глубокой эмоциональностью.Уникальность его творчества состоит в том,что он
не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах,но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения.Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами(особенно итальянской.
Слайд 11
Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика
сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью
итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства.
Слайд 12
Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра
оперы. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где
оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта»
Рукопись Вольфганга Амадея Моцарта Dies irae из Реквиема
Слайд 13
Педагогическая деятельность
Моцарт также вошёл в историю как музыкальный
педагог. Cреди его учеников был, в частности, английский музыкант
Томас Аттвуд, который, по возвращении из Австрии в столицу Британской империи город Лондон, сразу занял должности придворного капельмейстера, органиста в Соборе Святого Павла, музыкального наставника герцогини Йоркской, и потом принцессы Уэльской.
Слайд 14
Оперы
«Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes),
1767. Театральная оратория
«Аполлон и Гиацинт» (Apollo et Hyacinthus), 1767
«Бастьен
и Бастьенна» (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо — «Деревенский колдун»
«Притворная простушка» (La finta semplice), 1768 — упражнение в жанре опера-буффа на либретто Гольдони
Слайд 15
«Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto), 1770
— в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
«Асканий в
Альбе» (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль)
Betulia Liberata, 1771 — оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
«Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль)
«Луций Сулла» (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа
Слайд 16
«Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten), 1773,
1775. Музыка к драме Геблера
«Мнимая садовница» (La finta giardiniera),
1774-5 — снова возвращение к традициям оперы-буфф
«Царь-пастух» (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль)
«Заида» (Zaide), 1779 (реконструирована Х.Черновин, 2006)
«Идоменей, царь Критский» (Idomeneo), 1781
«Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль
Слайд 17
«Каирский гусь» (L’oca del Cairo), 1783
«Обманутый супруг» (Lo
sposo deluso)
«Директор театра» (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия
«Свадьба Фигаро»
(Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
«Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787
«Так поступают все» (Così fan tutte), 1789
«Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), 1791
«Волшебная флейта» (Die Zauberflöte), 1791. Зингшпиль
Слайд 18
Последний год
В мае 1791 года Моцарт был зачислен
на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана;
эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, пережил Моцарта.В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием»
Слайд 19
Смерть Моцарта
Умер Моцарт 5 декабря 1791 года примерно
через час после полуночи, на тридцать шестом году жизни.
Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью.
Слайд 20
Похороны
Вопреки распространенному мнению, Моцарт не был похоронен зашитым
в полотняной мешок в братской могиле вместе с бедняками,
как это было показано в кинофильме «Амадей». Его похороны проходили по третьему разряду, что предусматривало погребение в гробу, но в общей могиле вместе с 5-6 другими гробами. В похоронах Моцарта не было ничего необычного для того времени. Это не были «похороны нищего». Погребенными в отдельной могиле с надгробием или памятником могли быть только очень богатые люди и представители знати.
Слайд 21
Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако
в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек)
в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году «Реквием» Антонио Розетти.
Кенотаф Моцарта — наиболее известное «захоронение» кладбища Святого Марка
Слайд 22
Точное место погребения Моцарта неизвестно: в его времена
могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на
месте самого захоронения. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетии со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать. Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера - знаменитого Плачущего Ангела.
Слайд 23
2 шиллинга 1931 года — австрийская памятная монета,
посвящённая 175-летию со дня рождения Моцарта
10 евро — немецкая
монета 2006 года с изображением Моцарта
Почтовая марка СССР,
1956 год
Моцарт на марке Молдовы,
2006 год