Содержание
Введение
Глава I Теоретический аспект
проблемы развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала
1.1.Эмоционально – нравственная отзывчивость подростков как психолого - педагогическая проблема
1.2.Особенности развития эмоционально – нравственной отзывчивости у подростков
1.3.Вокал - как средство развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков
Глава II Опытно – экспериментальная работа по развитию эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала
2.1.Диагностика развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков
2.2.Опыт развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала
2.3.Анализ результатов опытно – экспериментальной работы
Заключение.
Список литературы
Приложение
Слайд 3
«Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала»
Цель
исследования – теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития
эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала.
Объект исследования – образовательный процесс в школе во внеурочное время.
Предмет исследования – эмоционально – нравственная отзывчивость подростков.
Слайд 4
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме эмоционально –
нравственной отзывчивости подростков посредством
вокала.
2. Выявить особенности эмоционально – нравственной отзывчивости подростков.
3. Определить критерии и уровни развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков.
4. Разработать программу для развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков в вокальной деятельности
Слайд 5
Гипотеза – развитие эмоционально – нравственной отзывчивости подростков
посредством вокала будет осуществляться эффективно, если
- включать подростков
в мотивированный выбор репертуара;
- применять нетрадиционные приёмы самостоятельной деятельности
подростков;
- использовать средства других видов искусства;
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого – педагогической литературы, научно – методической, физиологической, музыкальной литературы с целью определения активности и теоретических основ развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков
изучение и обобщение передового опыта в отечественной и зарубежной практике;
педагогический эксперимент;
- анализ результатов опытно – экспериментального проекта
Слайд 6
Глава I.Теоретический аспект проблемы эмоционально- нравственной отзывчивости
подростков посредством вокала
1.1. Эмоционально – нравственная отзывчивость
подростков как
психолого – педагогическая проблема
Эмоциональное состояние – это длительные эмоциональные переживания, эмоциональный фон, на основе которого протекает жизнедеятельность. К эмоциональным состояниям относятся настроения, аффекты, духовные состояния.
Эмоция – как и переживания всегда носит глубоко личностный характер, связанный с истинным «Я» человека.
Эмоции – это непосредственно реакция человека на что – либо происходящее с ним (радость – печаль, веселье – грусть).
Чувства понимаются как наиболее устойчивые эмоциональные состояния.
Слайд 8
Эмпатия – (англ. еmpathy – вчуствование)
– эмоциональный отклик человека на переживания других людей проявляющийся
как в сопереживании, так и в сочувствии.
Эмоциональная восприимчивость – фундаментальная характеристика эмоционального поведения, свойственного человеку.
Эмоциональность – универсальный для всех видов художественного творчества показатель одаренности.
Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство человека проявляется в том, что он легко, быстро, гибко и в широком диапазоне эмоционально реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров, идеи, эмоциональные проявления окружающих и т.д.
Эмоциональный портрет
эмоциональная богатство и разнообразие выразительность и
отзывчивость эмоционального опыта разнообразие «языков»
Эмоциональная эмоциональных проявлений
лабильность развитое чувство
юмора эмоциональная и
интонационная память
Слайд 9
«Музыка, как никакой другой вид искусства является наиболее
ёмким хранителем человеческих переживаний»
Музыка оказывает арттерапевтическое воздействие
на человека, снимает эмоциональные стрессы. Регулирует психическое состояние в целом, гармонизует эмоционально – интеллектуальное развитие личности.
Принцип моделирования эмоций в музыке имеет сходного с моделью личностных черт и темперамента.
Музыка широко применяется для лечения проблем эмоционального развития.
Смысл музыкально – нравственного воспитания заключается в том, чтобы вызвать у человека (слушателя) конкретные эмоциональные переживания и ориентировать, направить их на общественно – значимые ценности.
Слайд 10
1.2.Особенности развития эмоционально –нравственной отзывчивости подростков
Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновения тревожности, агрессивности.
Слайд 11
Таким образом, характер формируется в процессе развития личности.
Он
формируется в жизни, и в течение жизни он изменяется.
Человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения.
Подростковый возраст – период, на протяжении которого, ведущую роль в психическом развитие играет эмоциональная сфера.
Музыка – искусство эмоциональное по самому своему содержанию, поэтому мы обращаемся к ней для развития эмоционально – нравственной отзывчивости.
Слайд 12
1.3. Вокал – как средство развития эмоционально –
нравственной отзывчивости подростков
Воспитание подростков на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Вокал – происходит от итальянского «воче», то есть голос. Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает наши эмоциональные состояния, поистине, песня – душа народа. Песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир подростка.
Важным основополагающим фактором музыкального воспитания является репертуар.
Репертуар – насущный хлеб исполнителя, без которого ему не жить.
Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо исполнителя – в профиль и анфас.
Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты.
Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности исполнителя.
Слайд 13
Сочетать лёгкое и сложное, песни на «злобу дня»
и классические сочинения, «случайные» произведения, служат украшением репертуара.
Для
развития личности человека необходимо восприятие обоих жанров.
Слайд 14
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по
развитию эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала.
2.1.
Диагностика развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков.
Эксперимент по развитию эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала реализовывался в МОАУ «СОШ №6 им. А. С. Пушкина», г. Бузулука, во внеурочной время, на занятиях вокального кружка. В эксперименте были задействованы 15 человек.
Основной целью опытно – экспериментальной работы является проверка эффективности технологии развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала.
Опытно - экспериментальная работа включала три этапа:
Констатирующий
Формирующий
Результативный.
Слайд 15
Цель констатирующего этапа опытно – экспериментальной работы –
определить исходный уровень эмоционально – нравственной отзывчивости подростков.
В ходе
проведения исследования решались следующие задачи:
Проведение диагностики эмоционально – нравственной отзывчивости подростков.
Анализ результатов.
В соответствии с компонентами эмоционально – нравственной отзывчивости подростков нами были выделены следующие критерии: эмоционально – познавательный (характер, мышление, воображение, восприятие и умение их контролировать), мотивационно – ценностный (потребности в занятиях вокалом), деятельностно – творческий (эмоциональный опыт, эмоциональная саморегуляция).
Слайд 17
Результаты диагностики уровня эмоциональной познавательности
подростков на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы.
Слайд 18
Результаты диагностики мотивационно – ценностного уровня на констатирующем
этапе опытно – экспериментальной работы
Слайд 19
Результаты диагностики деятельно – творческого уровня подростков на
констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы
Слайд 20
Результаты диагностики развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков
на констатирующем этапе
Слайд 21
2.2. Опыт развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков
посредством вокала.
Основной целью формирующего этапа опытно – экспериментальной работы
является проверка эффективности применения вокала как педагогического средства в процессе формирования эмоционально – нравственного развития подростка.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Апробация программы.
2. Проведение промежуточной диагностики сформированности основных компонентов эмоционально – нравственной отзывчивости подростков.
Слайд 22
Динамика результатов формирования эмоционально – нравственного
развития подростков на формирующем этапе.
Слайд 23
2.3. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы
Основная цель – определения уровня развития эмоционально –
нравственной отзывчивости подростков посредством вокала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Уточнение диагностических методик.
Проведение итоговой диагностики уровня развития исследуемых показателей.
Обработка результатов и сопоставление с результатами констатирующего этапа.
Формирование выводов.
Слайд 24
Результаты диагностики развития эмоционально – нравственной
отзывчивости подростков на контрольном этапе
Слайд 25
Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно –
экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы: в процессе освоения
подростками программы «Камертон», у них повысился уровень ценностного отношения к развитию эмоционально – нравственной отзывчивости; изменились музыкальные способности, подростки имеют осведомлённость об эмоциональной отзывчивости, основанное на жизненном опыте; обладают навыками музыкального исполнения.