Слайд 2
Алексей Константинович Толстой
(1817-1875)
Стихотворение «Средь шумного бала» поэт
Алексей Толстой сочинил в 1851 году.
Посвящены они были
его будущей супруге Софье Миллер, урожденной Бахметьевой, с которой он познакомился на новогоднем балу-маскараде.
Бал проходил в Петербургском Большом театре, куда был приглашен весь аристократический Петербург, в самом конце декабря 1850 года или в начале января 1851-го.
Софья Андреевна, как и остальные гости, была в маске и поэтому «тайна … покрывала черты»
Слайд 3
Софья Андреевна Миллер-Толстая
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской
суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально
глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Слайд 4
В 1878 году, уже после смерти А. К.
Толстого, эти стихи понравились Петру Ильичу Чайковскому. Он создал
к ним свою музыку — ту, с которой появившийся романс прославился и существует уже более сотни лет.
Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда.
Романс «Средь шумного бала…» стал одним из самых популярных.
Слайд 5
«Детские песни»
В Каменке, осенью 1883 года, Чайковский пишет
одну за другой 15 песен. В письме к М.И.
Чайковскому от 2 октября композитор сообщает: "...я принялся за сочинение детских песенок и пишу аккуратно по одной в день. Но это работа легкая и очень приятная, ибо я взял текстом "Подснежник" Плещеева, где много прелестных вещиц".
В отличие от "Детского альбома", "Детские песни" предназначены не для исполнения, а для слушания детьми.
Слайд 6
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)
А. Н. Плещеев — русский
писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик. В 1846
году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде; как участник кружка Петрашевского он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет.
По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Многие произведения поэта (особенно стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой.
На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.
Слайд 7
«Легенда»
Был у Христа-младенца сад,
И много роз взрастил он
в нем,
Он трижды в день их поливал,
Чтоб сплесть венок
себе потом.
Когда же розы расцвели,
Детей знакомых созвал он,
Они сорвали по цветку,
И сад был весь опустошен.
Как ты сплетешь себе венок,
В твоем саду нет больше роз,
Вы позабыли что шипы,
Остались мне сказал Христос.
И из шипов они сплели,
Венок колючий для него,
И капли крови вместо роз,
Чело украсили его.
Слайд 8
«Легенда»
Был у Христа-младенца сад,
И много роз взрастил он
в нем,
Он трижды в день их поливал,
Чтоб сплесть венок
себе потом.
Когда же розы расцвели,
Детей знакомых созвал он,
Они сорвали по цветку,
И сад был весь опустошен.
Как ты сплетешь себе венок,
В твоем саду нет больше роз,
Вы позабыли что шипы,
Остались мне сказал Христос.
И из шипов они сплели,
Венок колючий для него,
И капли крови вместо роз,
Чело украсили его.
Слайд 11
«Хотел бы в единое слово»
Хотел бы в единое
слово
Я слить мою грусть и печаль
И бросить то слово
на ветер,
Чтоб ветер унес его вдаль.
И пусть бы то слово печали
По ветру к тебе донеслось,
И пусть бы всегда и повсюду
Оно тебе в сердце лилось!
И если б усталые очи
Сомкнулись под грезой ночной,
О, пусть бы то слово печали
Звучало во сне над тобой.
Слайд 12
«Времена года» были написаны Чайковским по заказу известного
петербургского издателя Н.М. Бернарда для журнала «Нувеллист».
Фортепианные пьесы
публиковались ежемесячно и составили, таким образом, полный годичный круг.
Пьесы задуманы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта.
Обложка первого издания фортепианного цикла «Времена года»
Слайд 18
Дом Чайковских в Воткинске
Восемь счастливых детских лет прожил
П.И. Чайковский в Воткинском доме. Дом счастливого, беззаботного детства,
стены которого помнят веселье, озорные голоса, робкое прикосновение к инструменту неуверенных детских пальчиков, импровизации и первые прекрасные мелодии, которые рождало детское воображение будущего великого композитора. Всю свою жизнь Чайковский мечтал вернуться на свою родину, но, к сожалению, судьба не предоставила ему такой возможности...
Слайд 19
Кабинет отца
Все слабое и несчастное имело горячего защитника
в лице Пети; он страшно любил зверей. Однажды ему
удалось спасти котенка, которого хотели утопить, и он был так счастлив, что его просьбу выполнили, что думал, все в доме только этим событием дня и интересуются, и, войдя в кабинет к отцу, который вел серьезный разговор с деловыми людьми, поспешил их успокоить относительно участи котенка.
Слайд 21
Столовая
Дети в семье Чайковских жили своей жизнью,
совершенно отдельно от взрослых, только во время приема пищи
все сидели за одним столом
Слайд 22
Музыкальная гостиная
Музыка звучала в доме всегда. Его отец
играл на флейте, мать - на рояле. По праздникам
приглашался оркестр и даже хор певчих. Ребенок не просто слушал музыку, он ощущал ее всем своим маленьким существом.
Слайд 23
Комната Фанни Дюрбах
Воспитание, образование и основы культуры Петр
получил в семье. Воспитательницей всех детей была Фанни Дюрбах,
которая своими нравственными и душевными качествами завоевала симпатии всех членов семьи. Фанни с первой же встречи стала выделять самого младшего из своих учеников (Петра). Все, кто знал счастливую семью Чайковских, единодушно признавали исключительную способность Пети вызывать всеобщие симпатии, несмотря на то, что он был не так красив и подвижен, как Николай, и даже порой бывал нетерпим и капризен. Но любой, кто пообщался с Петром хотя бы несколько минут, сразу поддавался очарованию не столько его ума, сколько сердца.
Слайд 24
Фанни Дюрбах до конца дней своих ревностно хранила
дневники и ученические тетради Пети. В них - первые,
стихотворные упражнения мальчика преимущественно на французском языке. В строчках, выписанных каллиграфически, насколько хватало терпения, запечатлен первый порыв к искусству, потребность излить избыток чувств.
В этих ранних проявлениях творческой личности - пылкая любовь к родине. Француженка по национальности, Фанни Дюрбах сумела развить в своем питомце любовь к России, к своему народу, к Воткинску.
Слайд 26
Однажды, самозабвенно выстукивая мелодию на оконном стекле, Петя
разбил его и сильно поранил руку. После этого случая
решено было пригласить для Пети учительницу музыки.
В 1844 году в доме появилась тихая женщина, Марья Марковна Пальчикова (по мужу Логинова). Происходила она из крепостных, признавалась: "...грамоте-то я училась, как говорится, на медные деньги...". Очевидно, уровень ее профессионализма был скромным. Поэтому в 1848 году Петя читал ноты не хуже своей учительницы. Однако великий композитор сохранил глубокую признательность Марье Марковне и помогал ей до самой ее смерти, последовавшей в 1888 году.