Слайд 2
В конце XIX в. творчество русских композиторов было
признано во всем мире.
Под впечатлением «русских сезонов» В Париже
газеты писали:
«Русская школа заслуживает внимания во всех отношениях…Можно многое ждать … от нации, в которой так много жизненной силы, как в России»
Слайд 4
Митрофан Петрович Беляев (1836-1903)- известный лесопромышленник, владелец огромного
состояния, страстный любитель русской музыки.
Картина И.Репина
Слайд 5
Признанным центром кружка был Римский-Корсаков, постепенно его первенство
стали разделять Глазунов и Лядов.
Балакирев весьма прохладно относился к Беляеву,
а позже вовсе прекратил всякие отношения с кружком.
Исполнялись на этих вечерах — преимущественно любительским квартетом, в котором сам Митрофан Беляев играл на альте, — наряду с классическими произведениями иностранной музыки, и только что написанные сочинения русских композиторов. Большое число мелких отдельных пьес, нарочно для Беляевских пятниц написанных, изданы затем Беляевым в двух сборниках под заглавием «Пятницы». По пятницам разыгрывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс, учреждённый Беляевым при Санкт-Петербургском обществе камерной музыки.
Слайд 6
В 1890-е годы тесные связи с беляевским кружком устанавливаются у
некоторых московских композиторов, в том числе у С.Танеева и А.Скрябина. Активная
общественная, издательская, концертная деятельность, связанная с этим кружком, сделала его заметным художественным явлением в жизни столицы.
Римский-Корсаков, а позднее также Глазунов и Лядов являлись художественными руководителями издательской и концертно-организаторской деятельности Беляева. После смерти Беляева этот триумвират составил Попечительный совет по управлению всеми делами беляевского издательства и концертов.
Слайд 7
Композиторы и исполнители «беляевского кружка»
Слайд 9
М.П.Беляев: - содействовал изданию сочинений русских композиторов
- был
организатором «Русских симфонических концертов» и «Русских камерных вечеров»
- ежегодно
устраивал конкурсы на лучшее исполнение произведений русской музыки
Цель: пропаганда русской музыки.
Впервые в этих концертах прозвучала симфоническая фантазия М.Мусоргского «Ночь на лысой горе»
Слайд 10
Савва Петрович Мамонтов
(1841-1918)
- русский предприниматель и меценат, занимался
строительством железных дорог
Слайд 11
Савва Мамонтов организовал в Москве «Частную оперу Мамонтова».
Были поставлены оперы:»Русалка» Даргомыжского, «Снегурочка», «Садко» и «Псковитянка» Римского-Корсакова.
В главных ролях спектаклей пел Ф.Шаляпин.
В оформлении спектаклей участвовали художники: В.Поленов, В.Серов, М.Врубель, братья Васнецовы.
Слайд 12
В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром
художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские
художники (И. Е. Репин В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.
Слайд 15
В течение XIXв. ведущим жанром в русской музыке
была опера.
В начале XX в. на первый план выдвинулся
балет.
Слайд 16
С.П. Дягилев
был выдающимся деятелем русского искусства, пропагандистом
и организатором гастролей русского искусства за рубежом.
Он не был
ни танцовщиком, ни хореографом, ни драматургом, ни художником, и, однако, его имя известно миллионам любителей балета в России, Европе.
Дягилев открыл Европе русский балет
Слайд 17
Поддерживаемый кругами русской художественной интеллигенции ("Мир искусства", муз.
Беляевский кружок и др.) в 1907 году Дягилев организовал
ежегодные выступления русских артистов оперы и балета «Русские сезоны», начавшиеся в Париже с исторических концертов.
В том году он организовал в Париже 5 симфонических концертов ("Исторические русские концерты"), познакомив западную Европу с музыкальными сокровищами России, представляя русскую музыку от Глинки до Скрябина: выступали С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, Римский-Корсаков, и др.
Слайд 18
C 1907 по 1922 С. П. Дягилев организовал
70 спектаклей от русской классики до современных авторов. Не
менее 50 спектаклей были музыкальными новинками. За ним «вечно следовали восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов». «Русский балет» гастролировал по Европе, США, вечно встречая бурные овации.
Слайд 19
Русский балет Дягилева— балетная компания, основанная в 1911
году, выросшая из «Русских сезонов» 1909 года, функционировала на
протяжении 20-ти сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.
Деятельность труппы "Русский балет" С.П. Дягилева составила эпоху в истории балетного театра, которая разворачивалась на фоне всеобщего упадка хореографического искусства.
Слайд 20
Дягилев и С.Стравинский
Дягилев Вацлаф Нежинский
Слайд 21
Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых
входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», поставленных Михаилом
Фокиным — в то время он начинал свою карьеру хореографа. — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское.
Слайд 22
Популярность его сезонов привела и к увлечению европейцев
традиционным русским костюмом и породила новую моду — даже
супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции»
Слайд 23
Дягилев и Серж Лифарь
Реформаторская деятельность хореографов и художников
дягилевской труппы повлияла на дальнейшее развитие мирового балета. Дж.
Баланчин в 1933г. переехал в Америку и стал классиком американского балета, Серж Лифарь возглавил балетную труппу парижской оперы.