ВВЕДЕНИЕ:
Я учусь в музыкальной школе. Посещаю её с удовольствием. На уроках сольфеджио мы часто проговариваем ноты. И вот недавно я задумалась, а как появились ноты? Кто их придумал? Я начала проводить опрос школьников и учителей, родителей и родственников, но, к сожалению ответа не последовало. Тогда я решила сделать это темой моего доклада. Я копалась в интернете и в других полезных источниках. Я нашла очень ценную информацию и сейчас я поведаю её вам.
Слайд 3
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Метод изучения и анализа необходимой литературы
и интернет - ресурсов.
Метод сравнения.
Метод опроса.
Поиск в интернет ресурсах.
Метод
обобщения.
ПРОБЛЕМА:
Как появились ноты.
Объект исследования: ноты.
Предмет исследования: музыка.
Цель: объяснить пути и причины возникновения нотной грамоты.
Гипотеза: нотная грамота, как способ передачи музыки от человека к человеку.
Слайд 4
Древнее нотное письмо.
Письменность — великое изобретение человечества, которое
позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и
впечатления.
Слайд 5
Невозможно представить, что было время, когда на
свете не существовало нотной записи, и музыка передавалась только
устно. Настоятельная потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. Усилиями многих поколений создавались все более совершенные системы перевода "живого" звучания музыки на язык условной графической записи - нотации.
Слайд 6
Сравнивая образцы нотного текста разных времен и
народов, можно увидеть, что они не похожи. Но при
всем различии в них есть и общее: музыка фиксируется с помощью специальных условных знаков. Они менялись на протяжении многовекового развития музыкальной культуры, и прошло много времени, прежде чем люди привыкли к той форме нотной записи, которая применяется в настоящее время.
Слайд 7
.
Из всех известных способов самым древним является обозначение
мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой
записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников.К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся, как предполагают ученые, в Древнем Вавилоне. До сих пор считалось, что первая система нотного письма, включавшая семь нот, была разработана Пифагором в VI веке до нашей эры.
Слайд 8
ОДНАКО, ПО СЛОВАМ ИТАЛЬЯНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ИМ УДАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ,
ЧТО АНАЛОГИЧНАЯ СИСТЕМА СУЩЕСТВОВАЛА НА БЕРЕГАХ НИЛА УЖЕ В
СЕРЕДИНЕ IV ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ! ДЛЯ ЗАПИСИ НОТ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ИЕРОГЛИФЫ, ОБОЗНАЧАВШИЕ НЕБЕСНЫЕ СВЕТИЛА. СРЕДИ НИХ - СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ: СИРИУС, ПОСВЯЩЕННЫЙ БОГИНЕ ИЗИДЕ, И ВЕНЕРА, КОТОРАЯ В МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН СЛУЖИЛА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ БОЖЕСТВА ВРЕМЕНИ.
Слайд 9
НОТНАЯ ГРАМОТА МОГЛА ЗАРОДИТЬСЯ И НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ
СИРИИ.
С ТАКИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ ВЫСТУПИЛИ СИРИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ, ЗАВЕРШИВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПИСЕЙ,
ОБНАРУЖЕННЫХ В ДРЕВНЕМ ГОРОДЕ УГАРИТ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ СИРИИ В 50-Х ГОДАХ ПРОШЛОГО ВЕКА. ТОГДА АРХЕОЛОГАМ УДАЛОСЬ НАЙТИ ЗАПИСАННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СЕРЕДИНЕ ВТОРОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ. ЗАВЕРШЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДТВЕРДИЛА СДЕЛАННАЯ В УГАРИТЕ НАХОДКА - ПЕРВАЯ ЗАПИСЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Слайд 10
Таким образом, возникновение нот приблизительно можно датировать
3500 годом до нашей эры.
Дальнейшее развитие музыкальной
письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта система получает все более широкое распространение.
Слайд 11
2.В СРЕДНИЕ ВЕКА.
.В средние века в Григорианской музыке была
разработана специальная система записи песнопений. Первоначально она обозначалась невмами
(буквально "знак, намек” от греч. pneuma "дуновение, дыхание”). НЕВМЫ — первая нотная запись, которая использовалась в Европе. Это условные знаки, передававшие общее направление развития мелодии. По замечанию исследователей невма, как форма нотации, была принята римским папой Григорием Великим..
Слайд 12
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НЕВМЫ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СОБОЙ НАБОР ЧЕРТОЧЕК, ТОЧЕК И
ЗАПЯТЫХ, ПРОСТАВЛЯЕМЫЙ НАД ТЕКСТОМ ПСАЛМОВ, И ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ
ПРИ ЦЕРКОВНОМ ПЕНИИ. В ТО ВРЕМЯ НЕВМЫ ОБОЗНАЧАЛИ ЛИШЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ И ХОД ГОЛОСА (ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ), ОДНАКО НЕ ОБОЗНАЧАЛИ ИХ ТОЧНУЮ ВЫСОТУ, ПОЭТОМУ МОГЛИ ЛИШЬ НАПОМНИТЬ УЖЕ ИЗВЕСТНЫЙ МОТИВ. С IX ВЕКА НАЧАЛИ ПРЕДПРИНИМАТЬСЯ УСИЛИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ЭТОГО НЕДОСТАТКА. ВЫСОТУ ЗВУКОВ СТАЛИ ОБОЗНАЧАТЬ СНАЧАЛА МЕЛКИМИ БУКВАМИ, ЗАТЕМ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЕЕК, НА КОТОРЫЕ РАЗМЕЩАЛИ НЕВМЫ.
Слайд 13
3. ПОДЛИННУЮ РЕФОРМУ, ПРИВЕДШУЮ В ИТОГЕ К ОБРАЗОВАНИЮ
СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ НОТНОГО ПИСЬМА, СОВЕРШИЛ БЕНЕДИКТИНСКИЙ МОНАХ ГВИДО АРЕТИНСКИЙ
(ГВИДО Д’АРЕЦЦО 990-1050 Г.Г.) ОН БЫЛ МОНАХОМ В МОНАСТЫРЕ ПОМПОЗЫ, РАСПОЛОЖЕННОМ НА БЕРЕГУ АДРИАТИЧЕСКОГО МОРЯ (ИТАЛИЯ). БУДУЧИ ОТ ПРИРОДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СПОСОБНЫМ, ОН ВО ВСЕХ ЗАНЯТИЯХ ПРЕВОСХОДИЛ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ, А УДАЧНЫМ ПРЕПОДАВАНИЕМ ПЕНИЯ НАСТОЛЬКО ВООРУЖИЛ ИХ ПРОТИВ СЕБЯ, ЧТО ВЫНУЖДЕН БЫЛ ПЕРЕЙТИ В ДРУГОЙ МОНАСТЫРЬ — В АРЕЦЦО, ОТ КОТОРОГО И ПОЛУЧИЛ СВОЕ ПРОЗВИЩЕ АРЕТИНСКОГО.
Слайд 14
Ареццо — небольшой городок в Тоскане,
неподалеку от Флоренции на севере Италии. В здешнем монастыре
Гвидо 10 лет обучал певчих исполнению духовных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса на слух последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение. Поэтому полный «курс обучения» продолжался около 10 лет.
Слайд 15
ГВИДО БЫЛ ОДНИМ ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ СВОЕГО
ВРЕМЕНИ, И ЕГО НОВОВВЕДЕНИЯ В СПОСОБЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДУХОВНОГО ПЕНИЯ
ДАВАЛИ БЛЕСТЯЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОН ВВЕЛ ТРЕХ, А ЗАТЕМ И ЧЕТЫРЕХЛИНЕЙНЫЙ «НОТНЫЙ СТАН». НА ЛИНИЯХ И МЕЖДУ НИМИ РАСПОЛАГАЛИСЬ УСЛОВНЫЕ СЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКОВ. ПОЧТИ ВСЕ ЭТИ ОБОЗНАЧЕНИЯ СОХРАНИЛИСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ.
Слайд 16
ГВИДО ИЗОБРЁЛ СОЛЬМИЗАЦИЮ (ОТ НАЗВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ СОЛЬ
И МИ) — СИСТЕМУ НАЗВАНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ, КОТОРУЮ ИСПОЛЬЗОВАЛ
ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕНИЯ, ВВЁЛ 6-СТУПЕННЫЙ ЗВУКОРЯД С ОПРЕДЕЛЁННЫМ СООТНОШЕНИЕМ ИНТЕРВАЛОВ - ГЕКСАХОРД- И СЛОГОВЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ СТУПЕНЕЙ.
Слайд 17
ГВИДО НАЧАЛ ЗАПИСЫВАТЬ НОТЫ В ВИДЕ ЗАКРАШЕННЫХ КВАДРАТОВ
НА ЧЕТЫРЕХЛИНЕЙНОМ НОТНОМ СТАНЕ. НАЗВАНИЯ ЖЕ НОТАМ ГВИДО АРЕТИНСКИЙ
ДАЛ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛОВА ЛАТИНСКОГО ГИМНА ИОАННУ КРЕСТИТЕЛЮ (СОГЛАСНО ЛЕГЕНДЕ - ПОКРОВИТЕЛЬ ПЕВЦОВ).
Слайд 18
КАЖДОЙ ИЗ ШЕСТИ НОТ ГВИДО ДАЛ НАЗВАНИЕ: UT,
RE, MI, FA, SOL, LA. ЭТО – ПЕРВЫЕ СЛОГИ
ГИМНА СВ. ИОАННУ. КАЖДАЯ СТРОКА ЭТОГО ГИМНА ПОЕТСЯ НА ТОН ВЫШЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ. UT QUEANT LAXIS RESONARE FIBRIS MIRA GESTORUM FAMULI TUORUM, SOLVE POLLUTI LABII REATUM, SANCTE IOANNES. (В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО: «ЧТОБЫ СЛУГИ ТВОИ ГОЛОСАМИ СВОИМИ СМОГЛИ ВОСПЕТЬ ЧУДНЫЕ ДЕЯНИЯ ТВОИ, ОЧИСТИ ГРЕХ С НАШИХ ОПОРОЧЕННЫХ УСТ, О, СВЯТОЙ ИОАНН»)
Слайд 19
НАЗВАНИЯ ВСЕХ НОТ, КРОМЕ ПЕРВОЙ, ЗАКАНЧИВАЮТСЯ НА ГЛАСНЫЙ
ЗВУК, ИХ УДОБНО ПЕТЬ. СЛОГ UT – ЗАКРЫТЫЙ И
ПРОПЕТЬ ЕГО БЫЛО НЕУДОБНО. ПОЭТОМУ В КОНЦЕ XVII ВЕКА ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕОРЕТИК МУЗЫКИ ДЖОВАННИ БАТТИСТА ДОНИ ПРЕДЛОЖИЛ ЗАМЕНИТЬ «UT» НА «DO». ПОСЛЕДНЯЯ НОТА - SI – СОКРАЩЕНИЕ ДВУХ СЛОВ ПОСЛЕДНЕЙ СТРОКИ ГИМНА, SANCTE IOANNES. ОНА СЧИТАЛАСЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ НЕПРАВИЛЬНОЙ И НЕ ПРИЗНАВАЛАСЬ ДО XVII ВЕКА.
Слайд 20
ГВИДО ТАКЖЕ ПРИПИСЫВАЕТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ, НАЗВАННОЕ В ЧЕСТЬ НЕГО
— «ГВИДОНОВА РУКА» – МЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБЛЕГЧИТЬ ЧТЕНИЕ НОТ.
ДЛЯ УКАЗАНИЯ ТРЕБУЕМОЙ ВЫСОТЫ ЗВУКА ГВИДО АРЕТИНСКИЙ ИСПОЛЬЗОВАЛ ЛЕВУЮ РУКУ. КОНЧИКИ И СУСТАВЫ КАЖДОГО ПАЛЬЦА ОЗНАЧАЛИ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗВУК. ЭТО ПОЗВОЛЯЛО ЕМУ ПОКАЗЫВАТЬ ХОРУ, КАКИЕ НОТЫ ПЕТЬ.
Слайд 21
ЗА СВОИ НОВОВВЕДЕНИЯ ГВИДО ПОДВЕРГСЯ ГОНЕНИЮ, НО
КОГДА САМ ПАПА РИМСКИЙ УБЕДИЛСЯ, ЧТО СИСТЕМА, СОЗДАННАЯ ГОНИМЫМ
МОНАХОМ, ЗНАЧИТЕЛЬНО ОБЛЕГЧАЕТ ЧТЕНИЕ ЗАПИСАННЫХ ПО ЭТОЙ СИСТЕМЕ МЕЛОДИЙ, ГВИДО БЫЛ С ПОЧЕСТЯМИ ВОЗВРАЩЕН В МОНАСТЫРЬ ПОМПОЗЫ, В КОТОРОМ И ПРОЖИЛ, ЗАНИМАЯСЬ ПРЕПОДАВАНИЕМ, ДО САМОЙ СВОЕЙ СМЕРТИ 17 МАЯ 1050ГОДА.
Слайд 22
В ПАМЯТЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕОРЕТИКА, С 1952 ГОДА
В ГОРОДЕ АРЕЦЦО ПРОВОДИТСЯ КРУПНЕЙШИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
ИМЕНИ ГВИДО Д’АРЕЦЦО.
Слайд 23
Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также
научил их петь по нотам. Гвидонова сольмизация превратилась волшебным
образом в современное сольфеджио, которое изучают в современных музыкальных школах и детских школах искусств.
Слайд 24
Время обучения певчих сократилось в пять раз,
от 10 лет до 2-х. Квадратные ноты Гвидо Аретинского,
размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей, нотная грамота распространилась по всему миру.
Слайд 25
СОВРЕМЕННАЯ НОТНАЯ ЗАПИСЬ
Впоследствии система дорабатывалась (добавилась
пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и
т. д.), и в современном виде она существует с XVII века.
Слайд 26
РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ВИДА КЛЮЧЕЙ: КЛЮЧ «ДО»
— АЛЬТОВЫЙ ИЛИ ТЕНОРОВЫЙ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПОЛОЖЕНИЯ); КЛЮЧ
«ФА» — БАСОВЫЙ И КЛЮЧ «СОЛЬ» — СОПРАНОВЫЙ, ИЛИ - СКРИПИЧНЫЙ.
Слайд 27
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИСХОДИЛИ И В ГРАФИЧЕСКОМ НАПИСАНИИ НОТНЫХ
ЗНАКОВ. СМЕНИВШИЕ НЕВМЫ КВАДРАТНЫЕ НОТЫ ОКРУГЛИЛИСЬ, ПОЯВИЛИСЬ НОТНЫЕ ШТИЛИ.
С ПЕРЕХОДОМ ОТ ЗАПИСИ НОТ НА ПАПИРУСЕ К ЗАПИСИ НА БУМАГЕ ПРОИЗОШЛО ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ НОТНЫХ ЗНАКОВ НА "БЕЛЫЕ" (НЕЗАПОЛНЕННЫЕ) И "ЧЁРНЫЕ" (ЗАПОЛНЕННЫЕ).
По мере развития
многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединённых общей начальной чертой или фигурной скобкой - акколадой. С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, записанных на пяти линейках нотного стана. Эта система единая и признанная во всём мире.
Слайд 29
Вывод.
Так, благодаря стараниям Гвидо Аретинского
и других музыкантов, нотная грамота распространилась по всему миру.
Музыка покинула пределы церкви и ушла сначала во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.