Слайд 2
Цель проекта: изучить звон колоколов и его воздействие
на человека и окружающую природу.
Задачи: дать
понятия об архитектуре, как искусстве создавать сооружения;
познакомить:
с историей происхождения колоколов на Руси и с основными видами колокольного звона;
с целительными свойствами колокольного звона;
с историей русского церковного пения;
с русской хоровой культурой;
подготовить компьютерную презентацию.
Слайд 3
Каждый из нас, кто слышал
утренний или вечерний перезвон, не отдавал себе отчета,
останавливался, чтобы не пропустить ни одной ноты. Возникает вопрос, почему сила вибрации колокольной звуковой волны настолько велика? В наше стремительное время многие люди не успевают отдохнуть и расслабиться после сложного трудового дня, поэтому им необходимо слушать записи колокольного звона. Слушание колокольного звона способствует личностному духовному росту.
Актуальность
Слайд 4
ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство
храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы
храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм
Слайд 5
Древнерусское искусство - архитектура и монументальная живопись -
после принятия христианства развивалось во многом под воздействием Византии.
Первые русские храмы почти полностью копировали систему размещения декора, разработанную греками в течение нескольких столетий.
Покровский собор что на рву, или храм Василия Блаженного, был возведен в Москве в 1555-1561 годах как памятник победы над Казанским ханством. Знаменательно, что столь крупное, полное праздничного ликования сооружение поставлено не в Кремле, а между Кремлем и посадом, как воплощение события общенародного значения.
Слайд 6
Русский храм
Архитектура
Собор святой Софии
в Киеве. 1037г.
Слайд 7
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architekthon — строитель)
(зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения
(также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.
Слайд 10
История появления колоколов
Католическая легенда относит возникновение
колоколов к 5 веку. В Италии, в городе Ноле,
епископ Павлиний, прогуливаясь по полю, стал умолять Бога совершить какое-либо чудо. Вдруг Павлиний услышал, что синие полевые цветы – колокольчики издают дивный звон. В память об этом чуде Павлиний велел отлить из меди огромный цветок колокольчика и повесить его на вершине церкви. По легенде это и был первый колокол.
Слайд 11
Значение колокола и колокольного звона на Руси.
На Руси колокола впервые появились с принятием христианства
Св. Владимиром в конце X века. В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая.
Слайд 12
Издавна на Руси раздавался колокольный звон
— призывный и торжественный, радостный и грустный. Колокольчики и
бубенчики ямщиков скрашивали путникам однообразную долгую дорогу.
Он будил людские души ото сна, не давал им зачерстветь, делал всех добрее. Колокольный звон на Руси защищал справедливость, добро. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое название и значение.
Слайд 13
В русской Православной Церкви используются четыре типа колокольного
звона: Благовест, Трезвон, Перезвон и Перебор.
Благовест - одиночные
удары в большой колокол. Этот звон предназначен возвещать о начале богослужения.
Трезвон - одновременный звон во все колокола.
Перезвон - медленный звон в каждый колокол, по очереди начиная с самого большого, а затем удар во все колокола одновременно.
Перебор - траурный звон.
Слайд 15
Колокола играли важную роль в православном
Богослужении, но знали ли вы ,что они обладают целебными
свойствами.
Слайд 18
На Руси издавна лечили колокольными звонами
головные боли, суставы, снимали сглаз и порчу. Учеными современности
установлено, что колокольный звон, содержит резонансное ультразвуковое излучение, убивает за считанные секунды тифозные палочки, вирусы гриппа, возбудителей желтухи. Именно поэтому все звонари отличаются завидным здоровьем и никогда не болеют простудными заболеваниями.
Слайд 26
История Русского церковного пения
Православная служба, в отличие от
католической, всегда оставалась исключительно вокальной, инструментальное сопровождение не допускалось;
важнейшими её жанрами, помимо общих для всех конфессий псалмов, были стихира, тропарь, кондак, величание, позже сложились литургия и всенощная.
В полностью сформировавшемся православном богослужении пение сопровождало все его части — литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение) и т. д., чины крещения, венчания, погребения, а также требы — молебны, панихиды и др. Ещё в Византии для разных жанров и различных частей богослужении сложились разные манеры пения — распевы.
Слайд 29
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ (крюковое пение), основной вид древнерусского церковного
пения (напевы записывались особыми знаками — знаменами, или крюками).
Известен с 11 в.; развивался в рамках системы осмогласия (см. также Глас). Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев.
Слайд 30
КРЮКИ (знамена), в музыке — знаки древнерусской безлинейной
нотации, применявшиеся в церковном пении с кон. 11 в.
для записи знаменного распева, демественного распева и др.; род невменной нотации.
НЕВМЫ (ср.- век. лат., ед. ч. neuma, от греч. pneuma — дыхание), знаки средневековой системы записи музыки; указывали на восходящее и нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков. Разновидность Невмы — крюки.
Образец северофранцузского невменного письма.
Слайд 31
ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ, стиль древнерусского церковного пения сер. 15-17
вв. Мелодика отличалась гибкостью, широкой распевностью. Наиболее распространена многоголосая
традиция. Деменственное пение применялось в праздничном богослужении и в торжественных случаях (венчание, встреча царя и т. д.).
Слайд 32
Влияние христианской музыки на духовную жизнь
Всем нам, в
той или иной мере, знакома сила воздействия музыки на
человеческую душу. Церковная музыка в этом отношении занимает особое место. Великий христианский реформатор эпохи Возрождения Мартин Лютер писал о ней со свойственной ему определенностью: «Музыка, уступая лишь Слову Божию, заслуживает того, чтобы быть более всего возвеличенной. Она и госпожа, и воспитательница человеческих эмоций... тех самых, что движут людьми или подчиняют их себе... Если вы хотите утешить опечаленного, заставить задуматься легкомысленного, ободрить отчаивающегося, смирить гордого, обуздать раба страстей или умилостивить тех, кто преисполнен ненавистью... какое лучшее средство, кроме музыки, вы сможете найти?»
Музыка, как часть окружающей среды, играет не последнюю роль в здоровье человека. Самая сильная в этом отношении -церковная музыка. Она очищает душу от скверны, настраивает ее на чистые помыслы, праведные дела и глубоко нравственные поступки. Церковная музыка возвеличивает душу и придает ей мощный заряд энергии. Музыка – врач человека.
Слайд 33
Значение церковного духовного пения
«Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души».
Святой Афанасий Великий
Церковное пение «...является торжеством для радующихся,
утешением для унывающих... возвышает божественный закон,
проповедует Бога. ...Христианское пение должно быть пением
сердца, а не одних уст. Каждой звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли»-
Святой Иоанн Златоуст
«Бог соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песни. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, как пение стройное, как песнь священная. Господь установил пение псалмов, чтобы из этого мы получали и удовольствие, и пользу».
Слайд 34
Звон колоколов или бубенцов, духовное и церковное пение,
органная музыка обладают общим оздоровительным эффектом.
Слайд 35
Успешными в своем воздействии на слушателей
всегда были те авторы, композиторы и исполнители духовной музыки,
которые прошли через тягчайшие переживания, потрясения и испытания их веры в Бога.
Первые русские композиторы церковного пения
БЕРЕЗОВСКИЙ
Максим Созонтович
(1745 – 1777)
Слайд 36
Первые русские композиторы церковного пения
БОРТНЯНСКИЙ
Дмитрий Степанович
(1751
– 1825)
ДЕГТЯРЕВ (Дехтерев)
Степан Аникеевич
(1766 – 1813)
Слайд 37
Крупнейшие фигуры русской хоровой культуры
Выдающиеся хоры XX века
Хор А. Архангельского
«Синодальный хор»
С.В. Рахманинов («Всенощное бдение»)
П.Г. Чесноков
Слайд 38
Чесноков Павел Григорьевич. Родился в Подмосковье, в городе
Истра. В 1895 году окончил Московское синодальное училище церковного
пения. Несколько лет занимался композицией у С. Танеева. В 1917 году окончил Московскую консерваторию у М. Ипполитова - Иванова. Преподавал хоровое дирижирование в Московском синодальном училище, в Хоровой академии. Руководил детскими хорами, был регентом в церковных хорах. В 1917-1922 гг. руководил государственным хором, 1922-1928 гг. - Московской академической капеллой. С 1920 года и до конца жизни преподавал в Московской консерватории.
Чесноков - один из крупнейших мастеров русской хоровой культуры. Написал свыше 500 хоровых сочинений, среди которых – большое количество церковной музыки на канонические тексты. Известность получили также хоры на стихи русских поэтов. Автор книги «Хор и управление им» (1940).
Слайд 39
Рахманинов Сергей Васильевич. Родился в Новгородской губернии в
музыкальной дворянской семье. Занимался по классам фортепиано и композиции
– сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1892 году по классу композиции у Танеева и Аренского, фортепиано - у Зверева (1891) с большой золотой медалью.
Сергей Васильевич выступал с концертами по всей России. Он с успехом работал дирижёром Большого театра (1904-1906). Рахманинов был известен в России, странах Европы и Северной Америки как величайший представитель мирового пианистического искусства, композитор и замечательный дирижёр. В 1917 году он уезжает в Европу, и окончательно поселяется в США. У Рахманинова много вокальной и духовной музыки, одно из них «Всенощное бдение»
Слайд 40
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. —
бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в
канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа.
Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни и Утрени строго соотносились с конкретными часами суток.