Слайд 2
Гипотеза исследования: может ли вышивка рассказать об отношении
человека к окружающему миру, его мировоззрении?
Цель исследования: раскрыть
особенности уральской вышивки (техника, мотивы, орнамент)
Задачи исследования:
1. Подобрать, изучить литературу по данной теме;
2. Посещение тематической выставки в Доме Народного Творчества г. Миасс;
3. На основе изученной литературы, посещения выставки выявить особенности орнамента уральской (в частности марийской) вышивки
База исследования: МАОУ «МСОШ №16» г. Миасса, «Дом народного творчества» г. Миасс
Участники исследования: учащиеся 6 г класса МАОУ «МСОШ №16».
Слайд 3
Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной
культуры. В народе всегда существовала потребность украшать быт, делать
радостным труд и дополнять свою жизнь красотой. Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались находки, выдумки и новшества народных мастеров.
Слайд 4
Вышивка является одним из широко распространенных видов декоративно-прикладного
искусства. Вышивка — искусство шитья декоративными стежками по материалу,
это очень древнее искусство. Вышивкой украшали полотенца, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и т.д.
Слайд 5
На Урале, по сведениям историков, проживало большое количество
вышивальщиц, уровень которых был достаточно высок. Этнографический образ Урала
обширен, много разных народов живёт на его территории, среди которых марийцы, вышивка которых очень интересна для изучения с точки зрения символики орнамента и его значения.
Слайд 6
Отдельные области, а иногда и районы, имели
свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во
многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Что касается традиционной культуры Южного Урала, то векового уклада европейского влияния не коснулось вплоть до конца XX века.
В уральской вышивке каждый крестик вышивался отдельно, так как он символизировал отдельного человека, стоящего с широко расставленными ногами и поднятыми вверх руками, соответственно орнаментальный ряд символизировал поколение рода. Техническая простота этой техники вышивки не означает ее примитивности. Здесь буквально все имеет значение.
Слайд 7
В уральской вышивке особое внимание уделяется геометрическому орнаменту,
изображению растений, цветов и животных. Отличительной чертой орнамента является
чередование повторяющихся элементов, узоров, гармоничность всех его частей.
Слайд 8
В форме ромба и круга изображалось солнце -
символ тепла и жизни, женская фигура и цветущее дерево
олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположения узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей ткани, их называли счетными. Такими швами легко украшали оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника и низ одежды.
Слайд 9
Самый распространенный прием уральской вышивки – крест. Чаще
всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или
белыми по красному фону. Белый цвет связывался с представлением о небе и свете, он воспринимался как цвет чистоты. Красный цвет связан с представлениями об огне и свете. В народе верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами и связывали его с плодородием.
Слайд 10
На Урале вышивались и одежда и полотняные предметы
утвари. Орнамент имел сакральное значение. Рассмотрим это на примере
вышивки полотенец. В прошлом любое значимое событие в жизни человека от рождения до смерти не проходило без участия полотенец. Для наших предков полотенце было не просто утилитарным, бытовым предметом, а являлось вещью обрядовой, непременным атрибутом семейных и общественных ритуалов. Такое отношение к полотенцу было не случайным: с древности за ним закрепилось значение оберега, полотенце стало символом добрых сил, светлого начала.
Слайд 11
Мифологический смысл и значение древних орнаментов, конечно, забывались
со временем, но сами узоры передавались из поколения в
поколение как драгоценное наследство. Отношение к орнаменту как к охранительной, целительной силе сохранилось местами до наших дней.
Слайд 12
Наряду с полотенцами важную роль отводили поясам. Это
своего рода аналог полотенца, выполняющий во многих обрядовых и
бытовых ситуациях равнозначную символическую функцию. В силу этого именно пояс оказался наиболее устойчивым элементом традиционной народной одежды уральцев и в начале XX столетия бытовал уже в комплексе с городским по происхождению костюмом.
Слайд 13
В каждом районе сохранились изготовленные в прошлом и
давно вышедшие из употребления вышитые изделия. Одни бережно сохраняют
их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, в выступлениях профессиональных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах и в современном моделировании.
Слайд 14
Вывод: Вышивка очень интересна с этнографической точки зрения,
мы читаем как будто древние письмена. Знакомимся отчасти с
историей народа его обычаями, ведь именно благодаря искусству человек может передать своё отношение к окружающему миру. Рассмотрев особенности уральской вышивки, мы узнали, чем интересовались наши предки, во что верили.